Республики Могут Устанавливать Свое Гражданство

Тема 7

Согласно федеральному закону о международных договорах Российской Федерации международный договор РФ, затрагивающий вопросы, относящиеся к ведению субъекта РФ, заключается по согласованию с органами государственной власти субъекта.

В случае противоречия правового акта республики федеральному закону, изданного по вопросам вне пределов предмета ведения федерации или совместного ведения федерации и субъектов, действует нормативный правовой акт республики (п. 6 ст. 76 Конституции РФ).

Гражданство субъектов Российской Федерации: миф или реальность

В конституциях большинства республик в составе Российской Федерации установлено, что республиканское гражданство приобретается и прекращается в соответствии с республиканским законом о гражданстве, то есть считается вопросом исключительного ведения республики. В настоящее время действуют законы о гражданстве в Республике Саха (Якутия) и Кабардино–Балкарской Республике. Оба закона были приняты еще в 1992 году.

Ответ на этот вопрос может быть только утвердительным. Гражданство является неотъемлемым атрибутом государства, каковыми являются республики в составе Российской Федерации, что закреплено и в Конституции Российской Федерации. Наличие или отсутствие гражданства республики не может определяться лишь по штампу в паспорте о регистрации гражданина по месту жительства.

Задание ли субъекты РФ иметь свое гражданство

В системе правоотношений гражданство является правовым состояни­ем (длящимся конституционным правоотношением). Надо уметь отли­чить правовые состояния гражданства, безгражданства, иностранного гражданства, подкрепляя теоретические знания в этой сфере конкретны­ми нормами российского законодательства. Отдельное внимание надо уделить институту двойного гражданства: в каких случаях оно признает­ся Российской Федерацией, какие юридические последствия порождает.

Изучая данную тему, необходимо сравнить, какими чертами харак­теризовалось гражданство в советский период и в настоящее время. Надо осмыслить, какое значение для гуманизации отношений в обла­сти российского гражданства в постсоветской России имеют соответ­ствующие конституционные принципы (принцип единого и равного гражданства Российской Федерации независимо от оснований его приобретения; запрет лишения гражданства Российской Федерации; возможность двойного гражданства и др.). Следует уяснить и содер­жание принципов, зафиксированных в Федеральном законе «О граж­данстве Российской Федерации» (открытый и свободный характер гражданства; сохранение гражданства России за лицами, проживаю­щими за ее пределами; отрицание автоматического изменения граж­данства Российской Федерации при заключении или расторжении брака и др.).

Республики Могут Устанавливать Свое Гражданство

Оставление в ведении Республики Башкортостан вопросов гражданства, регламентируемых в Договоре Российской Федерации и Республики Башкортостан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан» от 3 августа 1994 г., выглядит противоречиво. Согласно п. 8 ст. 71 Конституции РФ Российская Федерация регулирует и защищает права и свободы человека и гражданина Российской Федерации. Указанное противоречие следует устранить, если Республика Башкортостан, как вытекает из названного выше Договора, тоже добивается регулирования вопросов своего гражданства.

В рамках правовой государственности и государственной целостности Российской Федерации институт единого гражданства имеет важное теоретическое и практическое значение. Эта значимость усиливается тем обстоятельством, что между федеральным и республиканским законодательствами по вопросам гражданства имеются противоречия, несогласованность. Такое положение вещей, в частности, можно показать на примере Республики Башкортостан, проследив общую тенденцию развития гражданства РФ и ее субъектов.

Тема 6

(Мне кажется, есть основания для того, чтобы признать Кодекс противоречащим федеральному законодательству. Оно состоит в том, что осуществление избирательных прав предусматривается не только в связи с проживанием на какой-то территории, но и в связи с наличием гражданства. Невозможно предусмотреть гражданство субъекта РФ в составе РФ, не может это служить основанием для ограничения политических прав.) Понятно. У кого есть что добавить? (Формулировка “гражданин Республики Коми” подразумевает под собой не гражданина какого-то отдельного субъекта, а гражданина РФ, находящегося под юрисдикцией Республики Коми.) Исходя из чего предполагаете? (Исходя из того, что гражданство Республики и общее российское гражданство двойного гражданства не порождают.) Угууу. (Не имея российского гражданства, нельзя иметь гражданство Республики Коми.) Угууу. Хорошо, поскольку мы обсуждаем задачи, в том числе, с целью оценить насколько хорошо мы усвоили теорию, у вас должен был возникнуть вопрос (странно, что он у вас не возникает): какие признаки у гражданства РФ присутствуют, а у гражданства Республики Коми, как оно упоминается в этом Кодексе, отсутствуют? Какие признаки дают нам основание считать, что речь в данном случае не идёт о гражданстве, по крайней мере, если мы будем использовать Кодекс Республики Коми не изолированно, а в системе с прочими нормативными правовыми актами, действующими в РФ – актами федерального законодательства, которые регламентируют предоставление избирательных прав? (Может быть, здесь идёт речь не о гражданстве Республики Коми, а о регистрации по месту жительства?) Может быть. Как вариант. Вы можете привести какие-то аргументы в обоснование такого варианта? (Нет, не могу. Это вариант просто.) Может быть, это астральная связь с Республикой Коми? (Маловероятно.) Почему? Доводов в пользу регистрации не больше. К тому же регистрация – это институт, который правовых последствий сам по себе влечь не должен, по крайней мере, исходя из требований Закона о праве граждан на свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства в пределах РФ. А что имеет последствия для реализации прав и свобод, исходя из Закона о праве граждан на свободу передвижения? И что не может иметь последствий?

Рекомендуем прочесть:  В Каком Законе Прописаны Порядок Изменении В Техническии Паспорт На

Принципиально важно отметить, что правовое состояние лица в двойном гражданстве в корне отличается от правового положения лица в статусе «гражданин двух государств». Лица в статусе «гражданин двух государств» имеют официально признаваемые документы, подтверждающие наличие у них гражданства двух государств (в частности, России и другого государства) в ситуации, когда у Российской Федерации с другим государством нет международного договора о признании двойного гражданства. Поэтому Российское государство, если такие лица находятся на его территории, признает их только в качестве российских граждан. Так же поступают и другие государства. Поэтому лица в статусе «гражданин двух государств» (полипатриды) могут рассчитывать лишь на признание тех своих прав, которые предоставляются гражданам того государства, на территории которого они находятся в данное время.

Задача по — Конституционному праву

Гражданство Республики Татарстан, являясь производным от гражданства Российской Федерации, означает признание за гражданами Республики Татарстан, являющимися одновременно гражданами Российской Федерации, единого и равного конституционно- правового статуса, в соответствии с которым в Республике Татарстан признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Татарстан. Исходя из этого граждане Республики Татарстан обладают всей полнотой личных, политических, социально-экономических и культурных прав (часть первая статьи 27, статья 30 Конституции Республики Татарстан в их взаимосвязи с частью второй статьи 6 и частью первой статьи 17 Конституции Российской Федерации).

Следовательно, по своему содержанию и смыслу положение о гражданстве Республики Татарстан, закрепленное в статье 21 Конституции Республики Татарстан, представляет собой конституционно-правовое установление устойчивой правовой связи гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего на территории Республики Татарстан и являющегося в силу этого гражданином Республики Татарстан, с Республикой Татарстан. Данная устойчивая правовая связь выражает совокупность взаимных прав и обязанностей гражданина и Республики Татарстан, вытекающих из Конституции, законов и иных правовых актов Республики Татарстан.

Республики Могут Устанавливать Свое Гражданство

Сохранения гражданства при проживании гражданина России за ее пределами. Не существует каких-либо пресекательных сроков, по истечении которых в случае проживания россиянина в другом государстве он утрачивал бы гражданство Российской Федерации. Право на изменение гражданства является неотъемлемым правом любого российского гражданина, отказ в выходе из гражданства Российской Федерации может быть только мотивированным и на основании отлагательных обстоятельств, предусмотренных законом;

Рекомендуем прочесть:  Заявление в суд на развод с детьми

Россиянин не может быть также выдан другому государству в случае совершения правонарушения за рубежом и предъявления соответствующего требования этого государства о выдаче с целью привлечения к ответственности (экстрадиция других лиц, находящихся на территории Российской Федерации, возможна на основании межгосударственных договоров о правовой помощи для привлечения к уголовной ответственности или приведения приговора в исполнение).

Гражданство РФ: принципы, приобретение, прекращение

Четвертое основание — оптация-выбор гражданства при изменении Государственной границы Российской Федерации. В соответствии с международным договором Российской Федерации лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договором РФ.

— принцип двойного гражданства (ч. 1 ст. 62) означает, что гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства; следует особо обратить внимание, что одновременное наличие гражданства России и гражданства республики в составе РФ не может называться двойным. Для данной ситуации уместнее характеризовать гражданство как «двуединое» или «совмещенное »;

Гражданство РФ: принципы, приобретение, прекращение

— принцип двойного гражданства (ч. 1 ст. 62) означает, что гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства; следует особо обратить внимание, что одновременное наличие гражданства России и гражданства республики в составе РФ не может называться двойным. Для данной ситуации уместнее характеризовать гражданство как «двуединое» или «совмещенное »;

Согласно Конституции РФ (ст. 95) Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. В соответствии с Федеральным законом от 5 августа 2000 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» в Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта Федерации – один от исполнительного, второй – от законодательного органа.

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС РЕСПУБЛИК В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Пункт 2 статьи 5 подчеркивает, что «республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство». В данном определении отдельно стоит обратить внимание на то, что республика признается именно государством, входящим в состав Российской Федерации в качестве субъекта. Соответственно, объем прав республик, входящих в РФ, не может соответствовать тому, которым наделено самостоятельное государство.

Высшим должностным лицом, осуществляющим функции главы государства, в части республик (например, в Татарстане) является президент, в прочих функции президента исполняет либо Глава республики (Коми, Марий Эл), либо председатель правительства (Хакасия, Карелия). Что интересно — президент республики в составе Российской Федерации является также главой исполнительной власти, в отличие от президента РФ, который находится над тремя ветвями.

ИНСТИТУТ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ГРАЖДАНСТВА

Итак, каким документом определяется республиканское и двойное гражданство в республиках РФ, согласно их конституционным нормам? В большинстве республик основным юридическим источником утверждения республиканского гражданства являются собственные законы или законодательство о гражданстве. Так гласят республиканские конституции.

Таким образом, несмотря на разные формулировки и редакционные несовпадения, во всех (кроме Чеченской) конституциях признается двойное гражданство, хотя и не манифестируется, не декларируется и не раскрывается смысл самого этого понятия.

Республики Могут Устанавливать Свое Гражданство

Но не будем забывать, что установление гражданства республик приходится на время, когда они очень заботились о своем суверени­тете. И введение гражданства республик не только было формальным отражением их характеристик как государств (гражданство может иметь только государство), но еще и связывалось с претензиями рес­публик на регулирование вопросов порядка приобретения их граж­данства. А это означало, что какая-то из республик могла и не согла­ситься с приобретением их гражданства «явочным» порядком — пу­тем поселения на их территории. Они хотели бы принимать в свое гражданство.

Прежде всего, в ряде решений Суд определил, что республика как субъект РФ не обладает государственным суверенитетом. Некоторые из республик обращались в Конституционный Суд с запросами о тол­ковании ряда положений Конституции РФ и разъяснении прежних решений Суда, затрагивая в том числе вопрос о гражданстве.

Рекомендуем прочесть:  Сколько человек живёт в Самаре?

Второе (множественное) гражданство: правовые вопросы

Согласно статье 62, «гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

Согласно статье 6 Закона о гражданстве, гражданин РФ, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин РФ, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ или федеральным законом (п. 1 ст. 6). Приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства РФ (п. 2 ст. 6).

Гражданство в федеративных государствах

В свою очередь, Председатель Верховного Суда Республики Северная Осетия — Алания в письме на имя Председателя Правительства Республики Ингушетия также обращается к конституционным нормам, устанавливающим гражданство Республики Ингушетия. Так, он отмечает, что ст. 21 Конституции Республики Ингушетия не допускает двойного гражданства, т. е. совмещения в одном лице гражданства Республики Северная Осетия — Алания и гражданства Республики Ингушетия, и указанная Конституция предусматривает защиту за пределами Республики Ингушетия лишь своих граждан, т. е. граждан Республики Ингушетия, но не граждан Республики Северная Осетия — Алания.

По мнению ряда авторов, формула «гражданство в Российской Федерации» (а именно предлог «в») не исключает наличие собственного гражданства у республик, входящих в состав Российской Федерации. Так, по мнению Б. С. Эбзеева, федеральная Конституция не исключает гражданства республик, поскольку это может быть предусмотрено федеральным зако-

Общая характеристика и признаки гражданства РФ

Все годные к воинской службе мужчины призываются в армию с 18 до 27 лет, женщины могут поступить в армию добровольно по контракту. Возможна альтернативная служба, если религиозные или иные убеждения не позволяют человеку держать в руках оружие и, тем более, применять его против других людей.

  • личные (к ним относятся такие всеобъемлющие права, как на жизнь, свободу и неприкосновенность частной жизни и т.д.);
  • политические (например, свобода слова и право собираться в мирных целях, где это разрешено, и другие);
  • социально-экономические (сюда можно отнести право на частную собственность, на свободный и достойно вознаграждаемый труд, на нормальное жилище и прочие);
  • культурные (например, право на получение качественного образование, на свободу творчества и самовыражения, благоприятную окружающую среду и т.д.).

ЗАКОН О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в ред

а) лица, у которых супруг либо родственник по прямой восходящей линии является гражданином Российской Федерации;
б) лица, у которых на момент рождения хотя бы один из родителей был гражданином Российской Федерации, но которые приобрели иное гражданство по рождению, в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста;
в) дети бывших граждан Российской Федерации, родившиеся после прекращения у родителей гражданства Российской Федерации, в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста;
г) граждане бывшего СССР, проживающие на территориях государств, входящих в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию Российской Федерации после 6 февраля 1992 года, если они до 31 декабря 2000 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации; (в ред. Закона РФ от 17.06.93 No 5206-1; Федерального закона от 06.02.95 No 13-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

Если один из родителей, не имеющих гражданства Российской Федерации, приобретает его, то ребенку предоставляется гражданство Российской Федерации по ходатайству родителя, приобретающего гражданство Российской Федерации, и при наличии письменного согласия другого родителя.