Венская конвенция о правопреемстве 1978

Достаточно очевидно, что это лишь часть возможного долга госу­дарства, в частности государства-предшественника, поскольку может иметь место еще долг в отношении иностранных частных физических или юридических лиц, а также внутренний долг государства в отношении физических или юридических лиц — субъектов национального права. Однако другие возможные долги государства международным правом не регулируются и, как уже указывалось выше, права и обязательства частных физических и юридических лиц настоящей Конвенцией не затрагиваются.

На территории государства-предшественника может иметься также государственная собственность третьих государств, которая со­бытием правопреемства государств не затрагивается, а также собствен­ность частных физических и юридических лиц, положение которой международным правом не регулируется.

Само понятие «долг», как правило, не определяется, считается как бы само собой разумеющимся. Возможно потому, что оно может рассматриваться либо с точки зрения того, в пользу кого существует юридическое обязательство (речь тогда идет о «долговом требовании»), либо с точки зрения того, кто должен исполнить это обязательство. Такое обязательственное отношение содержит, следовательно, три элемента: пассивного субъекта права (должника), активного субъекта (кредитора) и объекта прав (подлежащую исполнению повинность).

То, что вне поля зрения Конвенции находятся долги государства-предшественника частноправового, или гражданско-правового, харак­тера, вовсе не означает, что они не подлежат удовлетворению по согла­шению между государством-предшественником и государством-пре­емником или между государствами-преемниками с учетом примени­мого частного или гражданского обязательственного права, в том числе применимого частного международного права.

Поэтому в данной Конвенции имеется статья, которая гласит, что Конвенция не предрешает в каком-либо отношении любой вопрос, ка­сающийся прав и обязательств физических или юридических лиц. Дру­гими словами, вопросы о собственности таких лиц, их долгах и архивах подлежат разрешению по соглашению, когда это возможно, между за­интересованными государствами, составляя в своей основе дела, вхо­дящие во внутреннюю компетенцию любого государства.

Новое государство может путем уведомления о правопреемстве установить свой статус в качестве договаривающегося государства многостороннего договора, который не вступил в силу, если в момент правопреемства государств — предшественник являлось договаривающимся государством.

b) договоры государства — преемника приобретают силу в отношении территории, являющейся объектом правопреемства государств, с момента правопреемства государств, за исключением тех случаев, когда из договора явствует что применение этого договора к данной территории невозможно.

Если до момента правопреемства государство — предшественник подписало многосторонний договор под условием ратификации, принятия или утверждения и при этом выразило намерение распространить этот договор на территорию, являющуюся объектом правопреемства государств, то новое независимое государство может ратифицировать, принять или утвердить этот договор.

Более того, новое независимое государство посредством уведомления о правопреемстве может принять участие в многостороннем договоре, не вступившем в силу к моменту право­преемства, если в момент его правопреемства государство-пред­шественник являлось договаривающимся государством в отно­шении территории, ставшей объектом правопреемства. Соглас­но п. 1 ст. 19 Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров, «если до момента правопреемства госу­дарств государство-предшественник подписало многосторонний договор под условием ратификации, принятия или утверждения и при этом выразило намерение распространить этот дого­вор на территорию, являющуюся объектом правопреемства го­сударств, то новое независимое государство может ратифици­ровать, принять или утвердить этот договор, как если бы оно его подписало само, и тем самым оно может стать договариваю­щимся государством или участником этого договора». Подписа­ние государством-предшественником договора, если иное наме­рение не вытекает из положений договора или не установлено иным образом, рассматривается как выражение его намерения распространить этот договор на всю территорию, за междуна­родные отношения которой государство-предшественник несло ответственность. Когда же из договора явствует или иным об­разом установлено, что его применение в отношении нового не­зависимого государства явилось бы несовместимым с объектом и целями договора или коренным образом изменило бы условия его действия, то данное государство в таком многостороннем договоре участвовать не может. Кроме того, если из положений договора или из ограниченного числа участвовавших в перего­ворах государств и из объекта и целей договора следует, что участие в таком договоре любого другого государства требует согласия всех его участников или всех договаривающихся госу­дарств, «новое независимое государство может стать договари­вающимся государством или участником этого договора только при наличии такого согласия» (п. 4 ст. 19). Следует также иметь в виду, что когда договор не считается находящимся в силе в отношении какого-либо государства на основании Венской кон­венции о правопреемстве государств 1978 г., то это обстоятель­ство ни в коей мере не затрагивает обязанности данного госу­дарства выполнять любое записанное в договоре обязательство, которое имеет для него силу в соответствии с международным правом независимо от договора.

Правопреемство в отношении международных договоров предполагает, что новое независимое государство не обязано сохранять в силе какой-либо договор или становиться его участником в силу исключительно того факта, что в момент правопреемства договор был в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства (ст. 16 Венской конвенции от 1978 г.).

Правопреемство государств в отношении международных договоров предполагает, что договоры, находящиеся в силе в момент правопреемства в отношении каждой из объединяющихся стран, продолжают действовать в отношении государства-преемника, если эти государства не договорились об ином. После отделения части территории от государства-предшественника и перехода ее к другому государству договор утрачивает силу к указанной территории

Венская конвенция о правопреемстве государств в отноше­нии договоров 1978 г. установила общее правило, согласно кото­рому новое независимое государство не обязано сохранять в силе какой-либо договор или становиться его участником в силу исключительно того факта, что в момент правопреемства этот договор был в силе в отношении территории, являющейся объ­ектом правопреемства (ст. 16). Однако новое независимое госу­дарство может путем уведомления о правопреемстве устано­вить свой статус в качестве участника любого многостороннего договора, который в момент правопреемства государств нахо­дился в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства (ст. 17).

Государства, возникшие в результате освобождения их народов от колониальной зависимости, как правило, подтвер­ждали участие в многосторонних договорах, которые были свя­заны с укреплением мира, поддержанием добрососедских отно­шений, имели гуманитарный характер. Так, Мальта заявила о том, что она продолжает нести обязательства, вытекающие из московского Договора о запрещении испытаний ядерного ору­жия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой от 5 августа 1963 г., который был ратифицирован Англией, несшей ответственность за территорию Мальты. Алжир в 1960 г. при­соединился к четырем Женевским конвенциям о защите жертв войны от 12 августа 1949 г. Некоторые новые независимые государства заявили, что они будут продолжать выполнять свои обязательства по всем многосторонним договорам, в отношении которых были сделаны запросы Секретариатом ООН.

Применительно к правопреемству государств Центральной и Восточной Европы, в частности государств, возникших на территории бывшего СССР, наибольший интерес представляет анализ правового режима, устаковленного для отделения государств (ст. 34-37). Прежде всего, важно отметить, что Конвенция 1978 г. не проводит четкого различия между категориями «отделение» и «разделение» государств. Так, ст. 34 устанавливает положения, относящиеся к отделению части или частей территории государства, образующих одно или несколько государств, «независимо от того, продолжает ли существовать государство-предшественник». Статья 35 содержит положения, относящиеся непосредственно к случаю продолжения существования государства после отделения от него части или частей территории.

Рекомендуем прочесть:  Перечень Санаториев Мвд Для Пенсионеров

Что касается режима правопреемства для отделения, Конвенция устанавливает общий принцип перехода договорных обязательств в сочетании с территориальным принципом, хотя и с важными исключениями. Для договоров, находящихся в силе на момент правопреемства государств, переход обязательств не применяется, если государства договорились об ином (пп. а п. 2 ст. 34 и пп. а п. 1 ст. 35) и если применение этого договора в отношении государства-преемника несовместимо с объектом и целями этого договора или коренным образом изменяет условия его действия (пп. б п. 2 ст. 34 и пп. б п. 1 ст. 35).

В отношении общих положений представляется важным подчеркнуть, что в сферу регулирования Конвенции входят также договоры, учреждающие международные организации, и договоры, принятые в рамках международной организации (ст. 4). Напротив, исключаются из сферы регулирования, т.е. не затрагиваются правопреемством, установленные договором границы и права и обязательства, относящиеся к режиму границ (ст. 11) и иные территориальные режимы (ст. 12).

Кодификационный процесс в области правопреемства государств развивался в исторический период активизации национально-освободительных движений против колониальной зависимости, охвативших азиатский, американский и африканский континенты, и образования новых независимых государств на территории бывших колоний. Этот период определил новую расстановку сил на мировой политической арене, что отразилось на процессе выработки и содержании международных документов в рамках ООН, в том числе Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г.

Наиболее детальное развитие получила часть III, устанавливающая режим правопреемства новых независимых государств, т.е., бывших колоний. Именно эта часть Конвенции подверглась наиболее жесткой критике и послужила причиной продолжительного, почти двадцатилетнего, периода ожидания пятнадцати ратификационных грамот, необходимых для ее вступления в силу. Достаточно отметить, что общее правило правопреемства в отношении этой категории устанавливает, что «новое независимое государство не обязано сохранять в силе какой-либо договор или становиться его участником в силу исключительно того факта, что в момент правопреемства государств этот договор был в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства государств» (ст. 16). Таким образом, в Конвенции наблюдается явная оппозиция между регулированием правопреемства новых независимых государств и других случаев правопреемства.

Венская Конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров (Вена, 23 августа 1978 г

подчеркивая особую важность для укрепления мира и международного сотрудничества последовательного соблюдения общих многосторонних договоров, которые касаются кодификации и прогрессивного развития международного права, а также договоров, объект и цели которых представляют интерес для международного сообщества в целом,

  • Часть I. Общие положения (ст.ст. 1 — 14)
    • Статья 1. Сфера применения настоящей Конвенции
    • Статья 2. Употребление терминов
    • Статья 3. Случаи, не входящие в сферу применения настоящей Конвенции
    • Статья 4. Договоры, учреждающие международные организации, и договоры, принятые в рамках международной организации
    • Статья 5. Обязательства, имеющие силу на основании международного права независимо от договора
    • Статья 6. Случаи правопреемства государств, подпадающих под действие настоящей Конвенции
    • Статья 7. Применение настоящей Конвенции во времени
    • Статья 8. Соглашения о переходе договорных обязательств или прав государства-предшественника к государству-преемнику
    • Статья 9. Одностороннее заявление государства-преемника о договорах государства-предшественника
    • Статья 10. Договоры, предусматривающие участие государства-преемника
    • Статья 11. Режимы границы
    • Статья 12. Другие территориальные режимы
    • Статья 13. Настоящая Конвенция и неотъемлемый суверенитет над естественными богатствами и ресурсами
    • Статья 14. Вопросы, касающиеся действительности договора
  • Часть II. Правопреемство в отношении части территории (ст. 15)
    • Статья 15. Правопреемство в отношении части территории
  • Часть III. Новые независимые государства (ст.ст. 16 — 30)
    • Раздел 1. Общее правило (ст. 16)
      • Статья 16. Положение в отношении договоров государства-предшественника
    • Раздел 2. Многосторонние договоры (ст.ст. 17 — 23)
      • Статья 17. Участие в договорах, находившихся в силе в момент правопреемства государств
      • Статья 18. Участие в договорах, не вступивших в силу к моменту правопреемства государств
      • Статья 19. Участие в договорах, подписанных государством-предшественником под условием ратификации, принятия или утверждения
      • Статья 20. Оговорки
      • Статья 21. Согласие на обязательность части договора и выбор различных положений
      • Статья 22. Уведомление о правопреемстве
      • Статья 23. Следствия уведомления о правопреемстве
    • Раздел 3. Двусторонние договоры (ст.ст. 24 — 26)
      • Статья 24. Условия, в соответствии с которыми договор считается находящимся в силе в случае правопреемства государств
      • Статья 25. Отношения между государством-предшественником и новым независимым государством
      • Статья 26. Прекращение, приостановление действия или изменение договора между государством-предшественником и другим государством-участником
    • Раздел 4. Временное применение (ст.ст. 27 — 29)
      • Статья 27. Многосторонние договоры
      • Статья 28. Двусторонние договоры
      • Статья 29. Прекращение временного применения
    • Раздел 5. Новые независимые государства, образовавшиеся из двух или нескольких территорий (ст. 30)
      • Статья 30. Новые независимые государства, образовавшиеся из двух или нескольких территорий
  • Часть IV. Объединение и отделение государств (ст.ст. 31 — 38)
    • Статья 31. Последствия объединения государств в отношении договоров, находящихся в силе в момент правопреемства государств
    • Статья 32. Последствия объединения государств для договоров, не находящихся в силе в момент правопреемства государств
    • Статья 33. Последствия объединения государств для договоров, подписанных государством-предшественником под условием ратификации, принятия или утверждения
    • Статья 34. Правопреемство государств в случаях отделения частей государства
    • Статья 35. Положение, когда государство продолжает существовать после отделения части его территории
    • Статья 36. Участие в договорах, не находившихся в силе в момент правопреемства государств, в случаях отделения частей государства
    • Статья 37. Участие, в случаях отделения частей государства, в договорах, подписанных государством-предшественником под условием ратификации, принятия или утверждения
    • Статья 38. Уведомления
  • Часть V. Прочие постановления (ст.ст. 39 — 40)
    • Статья 39. Случаи ответственности государств и начала военных действий
    • Статья 40. Случаи военной оккупации
  • Часть VI. Урегулирование споров (ст.ст. 41 — 45)
    • Статья 41. Консультации и переговоры
    • Статья 42. Примирительная процедура
    • Статья 43. Судебное разрешение и арбитраж
    • Статья 44. Разрешение по взаимному согласию
    • Статья 45. Другие находящиеся в силе положения о разрешении споров
  • Часть VII. Заключительные положения (ст.ст. 46 — 50)
    • Статья 46. Подписание
    • Статья 47. Ратификация
    • Статья 48. Присоединение
    • Статья 49. Вступление в силу
    • Статья 50. Аутентичные тексты
  • Приложение. Примирительная процедура

принимая во внимание принципы международного права, воплощенные в Уставе Организации Объединенных Наций, такие как принципы равноправия и самоопределения народов, суверенного равенства и независимости всех государств, невмешательства во внутренние дела государств, запрещения угрозы силой или ее применения и всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех,

подтверждая, что иные вопросы права международных договоров, помимо тех, которые могут возникнуть из правопреемства государств, регулируются соответствующими нормами международного права, включая те нормы обычного международного права, которые воплощены в Венской конвенции 1969 года о праве международных договоров,

Конвенция в соответствии с основными принципами международного публичного права решает вопросы правопреемства, возникающие, в частности, в процессе деколонизации: правопреемство в отношении части территории, при объединении и отделении государств; правовое положение новых независимых государств; порядок урегулирования споров.

Рекомендуем прочесть:  Как купить долю в квартире у родственников

Государства — участники настоящей Конвенции,
учитывая глубокие изменения в международном сообществе, обусловленные процессом деколонизации,
учитывая также, что другие факторы могут в будущем приводить к случаям правопреемства государств,
сознавая в этих обстоятельствах необходимость кодификации и прогрессивного развития норм, касающихся правопреемства государств в отношении договоров, как средства обеспечения более надежной правовой основы международных отношений,
отмечая, что принципы свободного согласия, добросовестности и pacta sunt servanda получили всеобщее признание,
подчеркивая особую важность для укрепления мира и международного сотрудничества последовательного соблюдения общих многосторонних договоров, которые касаются кодификации и прогрессивного развития международного права, а также договоров, объект и цели которых представляют интерес для международного сообщества в целом,
принимая во внимание принципы международного права, воплощенные в Уставе Организации Объединенных Наций, такие как принципы равноправия и самоопределения народов, суверенного равенства и независимости всех государств, невмешательства во внутренние дела государств, запрещения угрозы силой или ее применения и всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех,
напоминая, что уважение территориальной целостности и политической независимости любого государства является требованием Устава Организации Объединенных Наций,
принимая во внимание положения Венской конвенции 1969 года о праве международных договоров,
принимая также во внимание статью 73 указанной Конвенции,
подтверждая, что иные вопросы права международных договоров, помимо тех, которые могут возникнуть из правопреемства государств, регулируются соответствующими нормами международного права, включая те нормы обычного международного права, которые воплощены в Венской конвенции 1969 года о праве международных договоров,
подтверждая, что нормы международного обычного права будут по-прежнему регулировать вопросы, которые не нашли решения в положениях настоящей Конвенции,
договорились о нижеследующем:

1. Для целей настоящей Конвенции:
a) «договор» означает международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования;
b) «правопреемство государств» означает смену одного государства другим в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории;
c) «государство — предшественник» означает государство, которое было сменено другим государством в случае правопреемства государств;
d) «государство — преемник» означает государство, которое сменило другое государство в случае правопреемства государств;
e) «момент правопреемства государств» означает дату смены государством — преемником государства — предшественника в несении ответственности за международные отношения применительно к территории, являющейся объектом правопреемства государств;
f) «новое независимое государство» означает государство — преемник, территория которого непосредственно перед моментом правопреемства государств являлась зависимой территорией, за международные отношен

Одно из принципиальных отличий Венской конвенции от Кодекса состоит в том, что она увязывает возможность расторжения договора с решением вопроса об упречности поведения контрагента. Имеется в виду, что отмеченное обстоятельство будет учитываться при определении последствий расторжения договора. [36]

В 1985 была подписана Венская конвенция по защите озонового слоя, а в 1987 в Монреале принят Протокол, подписанный всеми основными странами, производящими X. Согласно дополнению, внесенному в монреальский Протокол в июне 1990, предписывается снизить произ-во указанных X. Ввиду этого ведутся разработки новых, экологически безопасных X. [34]

В наши дни подобный общественный резонанс приобретают Венская конвенция об охране озонового слоя, Конвенция об оперативном оповещении об ядерной аварии и др. Наряду с общими ( универсальными) и двусторонними ( частными) договорами действует значительное число региональных конвенций ( например, Европейская конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г., Европейская конвенция о защите окружающей среды средствами уголовного закона 1982 г. и многие другие. [44]

Источниками права внешних сношений являются Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Венская конвенция о консульских сношениях, 1963 г., Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г., другие международные документы как универсального, так и локального характера. [39]

Нужно учитывать, что Венская конвенция 1978 г. регулирует правопреемство только в отношении договоров, заключенных в письменной форме, и лишь между государствами. В отношении устных договоров и договоров между государствами и иными субъектами международного права действуют обычные нормы. [35]

3. The former Yugoslavia had signed and ratified the Convention on 6 February 1979 and 28 April 1980, respectively. See also note 1 under «Bosnia and Herzegovina», «Croatia», «former Yugoslavia», «Slovenia», «The Former Yugoslav Republic of Macedonia» and «Yugoslavia» in the «Historical Information» section in the front matter of this volume.

The Slovak Republic declares, under article 7, paragraphs 2 and 3 of [the said] Convention, that it will apply the provisions of the Convention in respect of its own succession which has occurred before the entry into force of the Convention in relation to any signatory State (paragraph 3), contracting State or State Party (paragraphs 2 and 3) which makes a declaration accepting the declaration of the successor State.

Note: The Convention was adopted on 22 August 1978 by the United Nations Conference on the Succession of States in respect of Treaties and was opened for signature at Vienna from 23 August 1978 to 28 February 1979, then at the Headquarters of the United Nations, in New York until 31 August 1979. The Conference was convened pursuant to General Assembly resolution 3496 (XXX) of 15 December 1975. The Conference held two sessions, both at the Neue Hofburg in Vienna, the first session from 4 April to 6 May 1977 and the second session from 31 July to 23 August 1978. In addition to the Convention, the Conference adopted the Final Act and certain resolutions, which are annexed to that Act. By unanimous decisions of the Conference, the original of the Final Act was deposited in the archives of the Federal Ministry for Foreign Affairs of Austria.

Pursuant to Article 7, paragraph 2 and 3, of the Vienna Convention on Succession of States in respect of Treaties, adopted in Vienna on August 23, 1978, the Czech Republic declares that it will apply the provisions of the Convention in respect of its own succession of States which has occurred before the entry into force of the Convention in relation to any other Contracting State of State Party to the Convention accepting the declaration.

«The Government of Israel has noted the political character of the statement made by the Government of Iraq. In the view of the Government of Israel, this Convention is not the proper place for making such political pronouncements. Moreover, the said declaration cannot in any way affect whatever obligations are binding upon Iraq under general international law or under particular conventions. Insofar as concerns the substance of the matter, the Government of Israel will adopt towards the Government of Iraq an attitude of complete reciprocity.»

Рекомендуем прочесть:  Заявление На Получение Путевки В Санаторий Мвд Рф По Иркутской Облости Скачать

Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государст

— принята 7.04.1983 г. на дипломатической конференции в Вене. Конвенция дополняет Венскую конвенцию о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. и регулирует отношения, связанные с правопреемством государств в отношении гос-ной собственности, гос-ных архивов и гос-ных долгов в случае образования новых государств (в результате объединения или разделения существующих государств или появления новых независимых государств на бывших зависимых территориях), а также при передаче части территории одним государством другому. Конвенция предусматривает, в частности, что правопреемство государств как таковое не затрагивает имущества, принадлежащего третьему государству и находящегося в момент правопреемства на территории государства-предшественника. Аналогичный принцип устанавливается и в отношении др. прав и интересов третьего государства (см.: Дипломатический словарь. Т. I. — М., 1984).

Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государст — ВЕНСКАЯ КОНВЕНЦИЯ О ПРАВОПРЕЕМСТВЕ ГОСУДАРСТВ В ОТНОШЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ АРХИВОВ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОЛГОВ принята 7.04.1983 г. на дипломатической конференции в Вене. Конвенция дополняет Венскую конвенцию о… … Энциклопедия права

Переход государственной собственности
государства-предшественника влечет за собой прекращение прав этого
государства и возникновение прав государства-преемника на
государственную собственность, которая переходит к
государству-преемнику с учетом положений статей настоящей Части.

f) движимая государственная собственность
государства-предшественника, иная, чем собственность, указанная в
подпунктах d и е, в образовании которой принимала участие зависимая
территория, переходит к государству-преемнику в доле,
соответствующей вкладу этой зависимой территории.

Правопреемство государств как таковое не затрагивает имущества, прав и интересов, которые в момент правопреемства государств находятся на территории государства-предшественника и которые в указанный момент принадлежат согласно внутреннему праву государства-предшественника третьему государству.

с) недвижимая государственная собственность
государства-предшественника, иная, чем указанная в подпункте b, и
находящаяся за пределами территории, являющейся объектом
правопреемства государств, в образовании которой принимала участие
зависимая территория, переходит к государству-преемнику в доле,
соответствующей вкладу зависимой территории;

С соблюдением положений статей настоящей Части и если иначе не договорено заинтересованными государствами или не решено соответствующим международным органом, переход государственной собственности государства-предшественника к государству-преемнику происходит без компенсации.

Венская Конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров (Вена, 23 августа 1978 года)

подчеркивая особую важность для укрепления мира и международного сотрудничества последовательного соблюдения общих многосторонних договоров, которые касаются кодификации и прогрессивного развития международного права, а также договоров, объект и цели которых представляют интерес для международного сообщества в целом,

принимая во внимание принципы международного права, воплощенные в Уставе Организации Объединенных Наций, такие как принципы равноправия и самоопределения народов, суверенного равенства и независимости всех государств, невмешательства во внутренние дела государств, запрещения угрозы силой или ее применения и всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех,

подтверждая, что иные вопросы права международных договоров, помимо тех, которые могут возникнуть из правопреемства государств, регулируются соответствующими нормами международного права, включая те нормы обычного международного права, которые воплощены в Венской конвенции 1969 года о праве международных договоров,

Венская Конвенция

будучи убежденными в этих обстоятельствах в необходимости
кодификации и прогрессивного развития норм, касающихся
правопреемства государств в отношении государственной
собственности, государственных архивов и государственных долгов
как средства обеспечения более надежной правовой основы
международных отношений,

принимая во внимание принципы международного права,
воплощенные в Уставе Организации Объединенных Наций ( 995_010 ),
такие, как принципы равноправия и самоопределения народов,
суверенного равенства и независимости всех государств,
невмешательства во внутренние дела государств, запрещения угрозы
силой или ее применения и всеобщего уважения и соблюдения прав
человека и основных свобод для всех,

12. Они выражают свою решимость гарантировать эффективное осуществление прав человека и основных свобод, которые все вытекают из достоинства, присущего человеческой личности, и являются существенными для свободного и полного развития. Они признают, что все гражданские, политические, экономические, социальные, культурные и другие права и свободы имеют первостепенное значение и должны полностью осуществляться всеми надлежащими способами,

1. Практически все многосторонние международные договоры бывшего Союза ССР представляют общий интерес для государств — участников Содружества. Вместе с тем эти договоры не требуют каких-либо совместных решений или действий государств-участников Содружества. Вопрос об участии в этих договорах решается в соответствии с принципами и нормами международного права каждым государством — участником Содружества самостоятельно, в зависимости от специфики каждого конкретного случая, характера и содержания того или иного договора.

Государство-преемник предоставляет государству-предшественнику по просьбе и за счет последнего государства надлежащее воспроизведение государственных архивов государства-предшественника, которые перешли к государству-преемнику в соответствии с пунктом I или 2.

Права человека и основные свободы с рождения принадлежат всем людям, они неотъемлемы и гарантиру­ ются законом. Их защита и содействие им — первейшая обязанность правительства. Их уважение — существенная гарантия против обладающего чрезмерной властью государства. Их соблюдение и полное осуществление — основа свободы, справедливости и мира.

J. Ряд двусторонних договоров затрагивает интересы всех государств — участников Содружества, К ним, например, относятся договоры о границах и их режиме. Такие договоры в соответствии с международным правом должны оставаться а силе, и участвовать в них могут лишь те государства — участники Содружества, которые имеют сопредельную границу со странами, не являющимися членами Содружества.

ВЕНСКАЯ КОНВЕНЦИЯ О ПРАВОПРЕЕМСТВЕ ГОСУДАРСТВ В ОТНОШЕНИИ ГОСУДАРСТ

— принята 7.04.1983 г. на дипломатической конференции в Вене. Конвенция дополняет Венскую конвенцию о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. и регулирует отношения, связанные с правопреемством государств в отношении гос-ной собственности, гос-ных архивов и гос-ных долгов в случае образования новых государств (в результате объединения или разделения существующих государств или появления новых независимых государств на бывших зависимых территориях), а также при передаче части территории одним государством другому. Конвенция предусматривает, в частности, что правопреемство государств как таковое не затрагивает имущества, принадлежащего третьему государству и находящегося в момент правопреемства на территории государства-предшественника. Аналогичный принцип устанавливается и в отношении др. прав и интересов третьего государства (см.: Дипломатический словарь. Т. I. — М., 1984).

Правопреемство государств в отношении международных договоров

Нужно учитывать, что Венская конвенция 1978 г. регулирует пра­вопреемство только в отношении договоров, заключенных в письмен­ной форме, и лишь между государствами. В отношении устных дого­воров и договоров между государствами и иными субъектами между­народного права действуют обычные нормы.

Новое государство может стать участником любого многосторон­него договора, который был в силе для территории правопреемства, путем уведомления о правопреемстве. Если до момента правопреем­ства государство-предшественник подписало договор с условием ра­тификации, принятия или утверждения, правопреемник может стать участником договора, ратифицировав, приняв или утвердив его (кроме случаев несовместимости участия правопреемника с объекта­ми и целями договора).