Практика на предприятии для студентов

Практика на предприятии для студентов

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— формы трудовых договоров, заключаемых с работниками в возрасте до 18 лет;
— примеры заполнения Приказа (распоряжения) о приеме работника на работу (Форма N Т-1) (подготовлено экспертами компании «ГАРАНТ», октябрь 2022 г.).
Примерной формой приказа о прохождении практики, к сожалению, не располагаем.

Необходимость заключения трудового договора с практикантом будет зависеть от того, возникают ли фактически трудовые отношения между организацией и студентом, либо студент при прохождении практики только обучается.
Если студент в процессе производственной практики только обучается, трудовой или иной договор со студентом заключать не требуется, т.к. соответствующий договор на обучение в процессе производственной практики в организации оформляется договором, заключаемым между образовательной организацией и профильной организацией. Указанным договором определяется порядок прохождения практики. При этом в организации, в которую направляется студент для прохождения практики, рекомендуется издать приказ о прохождении студентом практики в произвольной форме.
Студент-практикант обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, требования охраны труда и пожарной безопасности (п. 18 Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 27.11.2015 N 1383, п. 18 Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 18.04.2013 N 291.
Обязанность оплачивать практику студенту законодательством не установлена.
Если же при прохождении практики студенту с его согласия поручается выполнение трудовой функции (выполнение работы по какой-либо должности, профессии, специальности; конкретный вид поручаемой работы), то такие отношения в силу ст. 15 ТК РФ должны быть квалифицированы как трудовые и оформлены в соответствии с требованиями действующего законодательства: путем заключения трудового договора (ст. 56, ст. 57, ст. 67 ТК РФ)*(1), издания приказа о приеме на работу (ст. 68 ТК РФ), внесения записи в трудовую книжку о приеме на работу (ст. 66 ТК РФ). Если трудовой договор не будет оформлен письменно, то он все равно будет считаться заключенным, если работник-студент приступит к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя (часть вторая ст. 67 ТК РФ).
Если трудовой договор заключается с несовершеннолетним, то необходимо учитывать следующие особенности.
Согласно ст.ст. 69 и 266 ТК РФ лица, не достигшие возраста восемнадцати лет, при заключении трудового договора подлежат обязательному предварительному медицинскому осмотру. Работодатель обязан организовывать проведение предварительных медицинских осмотров за счет собственных средств (ст.ст. 212, 266 ТК РФ).
Обращаем внимание, что при заключении трудового договора с лицом, не достигшим 18 лет, условие об испытании не устанавливается (часть четвертая ст. 70 ТК РФ).
В соответствии со ст.ст. 92, 94 ТК РФ несовершеннолетние относятся к категории работников, которым устанавливается сокращенное рабочее время (смотрите также п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 N 1). Продолжительность рабочего времени несовершеннолетнего в возрасте от 16 до 18 лет должна составлять не более 35 часов в неделю (часть первая ст. 92 ТК РФ). Продолжительность ежедневной работы (смены) работника в возрасте от 16 до 18 лет не может превышать семи часов (ст. 94 ТК РФ).
В силу части второй ст. 57 ТК РФ, ст. 100 ТК РФ режим рабочего времени, включая продолжительность рабочей недели (в том числе неполной рабочей недели), продолжительность ежедневной работы (смены), время начала и окончания работы, отличающийся от общих правил, установленных у работодателя, устанавливается работнику заключенным с ним трудовым договором. Поскольку сокращенное рабочее время устанавливается индивидуально данному работнику, этот факт должен найти свое отражение в трудовом договоре.
Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до восемнадцати лет предоставляется продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время (ст. 267 ТК РФ). В силу части второй ст. 57 ТК РФ данное условие также необходимо включить в трудовой договор.
Обращаем внимание на то, что оформление трудового договора на безвозмездной основе не допускается. Статьей 271 ТК РФ установлено специальное правило оплаты труда работников в возрасте до 18 лет при сокращенной продолжительности ежедневной работы. Так, при повременной оплате труда заработная плата работникам в возрасте до восемнадцати лет выплачивается с учетом сокращенной продолжительности работы. Работодатель может за счет собственных средств производить им доплаты до уровня оплаты труда работников соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы. Поэтому в трудовом договоре с несовершеннолетним работником, по нашему мнению, необходимо указывать фактический оклад, а не оклад за полную ставку*(2).
Работодатель вправе принять несовершеннолетнего как на производственную практику, так и на работу только на условиях полного запрета его труда на работах с вредными и (или) опасными условиями (ст. 265 ТК РФ, вопрос-ответ Роструда). Кроме того, запрещены переноска и передвижение работниками в возрасте до восемнадцати лет тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы (часть вторая ст. 265 ТК РФ). Перечень работ, на которых запрещается применение труда работников в возрасте до восемнадцати лет, а также предельные нормы тяжестей утверждены, соответственно, постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 N 163 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет» и постановлением Минтруда РФ от 07.04.1999 N 7 «Об утверждении Норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную».
Также рекомендуем ознакомиться с СанПиН 2.4.6.2553-09 «Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста», утвержденными приказом Главного государственного санитарного врача РФ от 30.09.2009 N 58, в соответствии с п. 4.3 которых для трудоустройства лиц моложе 18 лет являются противопоказанными условия труда, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы.

————————————————————————-
*(1) Статья 59 ТК РФ предусматривает возможность заключения срочных трудовых договоров с лицами, обучающимися по очной форме обучения. При этом по смыслу ст. 57 ТК РФ должность, по которой заключается трудовой договор, обязательно должна присутствовать в штатном расписании (письмо Роструда от 21.01.2014 N ПГ/13229-6-1).
*(2) Смотрите также Вопрос: Работник принимается на работу на неполный рабочий день (30-часовая рабочая неделя вместо 40-часовой). Правомерно ли указать в трудовом договоре должностной оклад работника согласно штатному расписанию для полного рабочего дня, указав, что оплата труда работника будет производиться пропорционально отработанному им времени, и выплачивать заработную плату пропорционально должностному окладу? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2022 г.)

  • законная возможность платить меньшую заработную плату, по сравнению со штатными сотрудниками;
  • воспитание будущих кадров, если практикант в перспективе войдет в штат;
  • обеспечение лояльности работника;
  • возможность отточить навыки опытных сотрудников с помощью наставничества.

Студент, трудоустраивающийся для прохождения производственной или преддипломной практики, – это и потенциально перспективный будущий сотрудник, и лишняя «головная боль» для руководства, поскольку статус такого работника не всегда понятен и определен. В Трудовом кодексе нет ясно выписанных норм трудовых отношений с практикантами. Постараемся разобраться, как оформлять такие правоотношения, какие существуют нюансы принятия на работу студентов-практикантов, на что обратить внимание работодателю при составлении документации.

  • молодым студентам (до 16 лет) разрешается трудиться не более 24 часов еженедельно;
  • практиканты старше 16 лет могут работать не более 35 часов в неделю;
  • студенты техникумов, колледжей и других средних специальных учебных заведений, не выполняющие на практике физической работы, должны трудиться 36 часов в неделю независимо от возраста.

Вопрос: Студент самостоятельно обратился в организацию с просьбой о предоставлении места для прохождения производственной практики. С ним был заключен срочный трудовой договор на время прохождения оплачиваемой производственной практики. После заключения трудового договора с практикантом руководитель организации издает приказ о приеме на работу и заносит запись в трудовую книжку. При окончании срока трудового договора работодатель решил продолжить трудовые отношения на время каникул студента. Как правильно оформить продление договора? Какую следует внести запись в трудовую книжку?
Посмотреть ответ

  • студент исполняет трудовые обязанности, указанные в должностной инструкции той вакансии, которая есть в штатном расписании (унифицированная форма т-3);
  • студент подотчетен правилам трудового распорядка, принятым в организации;
  • студенту своевременно и в полном объеме выплачивается заработная плата.

Производственная практика для студентов

Производственная практика – это обязательная составляющая образовательного процесса, необходимая для подготовки квалифицированных работников, хорошо ориентирующихся не только в профильной теории, но и в реалиях трудовых будней. Этот этап обучения обычно осуществляется вне стен вуза – на базе учреждений, соответствующих будущей специальности студента.

Если студент собирается проходить производственную практику на предприятии, которое он выбрал сам, то компания должна направить в учебное заведение гарантийное письмо, в котором подтвердит, что обеспечит возможность работать в сроки, установленные вузовским академическим планом. Как правило, индивидуальное прохождение производственной практики оформляется договором, который заключают принимающая студента организация и вуз. По завершении практики в этом случае может понадобиться справка.

Перенос учебного процесса в условия, максимально схожие с обстановкой будущей профессиональной деятельностью студента, – обязательный этап на пути получения высшего образования, обусловленный требованиями госстандартов и регламентированный приказом Минобразования и науки РФ № 1383.

Студенты, по уважительной причине не выполнившие программу производственной практики, в дополнительные сроки направляются на предприятия повторно, но уже по согласованному с компанией индивидуальному плану. Те, кто не справился с заданиями без подтвержденной документально уважительной причины или получил неуд за отчет, считаются имеющими академическую задолженность и могут быть не допущены к итоговой аттестации.

После того как вуз распределит студентов по организациям и компаниям, назначается руководитель от университета, который должен составить индивидуальные задания. На заключительном этапе подготовки приказом ректора утверждаются сроки проведения практики и направления студентов.

Что получают практикант и стажёр в результате своей временной работы? Студент, пришедший на практику, в идеале должен разобраться в профильном предмете, пообщаться со старшими коллегами, наработать материал для будущего диплома. Если он хорошо себя показал, ему могут предложить остаться на работу. Кроме того, студент может обращаться на производство, если это будет необходимо для написания его выпускной квалификационной работы: чаще всего бывших практикантов поддерживают достаточно долго. В будущем учебном году он сдаёт своему руководителю документы о прохождении и дневник практики студента, который заполняет самостоятельно.

Рекомендуем прочесть:  Где распечатать штрафы гибдд для оплаты

Цели у таких типов работ тоже разные. Производственная практика проводится для того, чтобы закрепить теоретические знания студента. Можно её воспринимать как большую, серьёзную и не терпящую пересдач лабораторную работу. Как ни крути, самая главная цель практики — именно научить и проверить закреплённые знания. А вот цель стажировки куда более практическая. Это, в первую очередь, приобретение нового опыта, знаний и умений, которые пригодятся в будущей работе, а не для сдачи теории. При этом целью соискателя является обучение специальности и получение работы, а руководителя — подготовки идеально подходящего работника в свой коллектив.

Методы обучения также существенно различаются. На практике студентам дают мелкие поручения, связанные с их специальностью или темой будущего диплома. Им не покажут полную работу производства и не расскажут о мелочах в выбранной профессии. Ну а стажёров ждёт полное погружение: самостоятельное изучение справочной литературы, общение со старшими коллегами, выполнение служебных обязанностей, и даже участие в совещаниях. Он будет отличаться от полноценного работника только закреплённым за ним куратором и отсутствием штрафов за небольшие ошибки.

Короче, производственная практика в первую очередь нужна для учёбы, а стажировка — для будущей работы. Чаще всего место практики назначает вуз без возможности выбора. На стажировку же студент отправляется сам в свободное время, если он нашёл подходящую вакансию. Понятие «стажировка» даже не закреплено в федеральном законе об образовании в Российской Федерации: к официальной учёбе она не имеет никакого отношения.

Стажировка — совсем другое дело. Единственное требование — наличие полного высшего или среднего образования, либо обучение на последних курсах. Обычно на стажировку приходят студенты, недавние выпускники без опыта работы, а также опытные специалисты, которые хотят сменить специальность и сферу деятельности.

Прием студента на практику

— назначение куратора (руководителя) практики. Как правило, руководитель назначается со стороны института. Если понадобится куратор (руководитель) со стороны организации, это повлечет необходимость осуществлять доплату за выполнение дополнительных функций, отразить соответствующие требования в должностной инструкции, т.е. зафиксировать порядок такого кураторства со стороны компании (предпринимателя), предоставляющего место для практики.

Компании или индивидуальному предпринимателю, решившему привлечь студентов, необходимо обратиться в учебное заведение (институт, училище), соответствующее профилю деятельности, и заключить договор. При распределении к вам направят практикантов, согласно договоренности.

Студента можно оформить и без соглашения с учебным заведением, заключив договор с самим практикантом. Но в этом случае как минимум необходимо запросить из ВУЗа справку о том, что студент проходит обучение и в определенный период должен пройти производственную практику. То есть у вас должен быть документ, подтверждающий тот факт, что студент является учащимся и проходит практику. Однако в такой ситуации следует заключить договор с самим студентом, чтобы существовал документ, регулирующий взаимоотношения организации (предпринимателя) и практиканта.

Кроме того, если договор с ВУЗом отсутствует или там оговаривается необходимость отдельного соглашения с учащимся или студент выполняет работу, для которой предусмотрена вакантная должность (то есть фактически осуществляет функции полноценного сотрудника), тогда с ним нужно заключить договор. Далее решим вопрос о том, какой договор заключать со студентом.

К сожалению, названные нормативно-правовые акты не учитывают всех возможных особенностей производственной практики студента, а некоторые вещи и вовсе отдаются на откуп институтам и компаниям (предпринимателям), предоставляющим места для практики. Но самим фирмам (предпринимателям) в случае привлечения студентов ничего составлять не нужно. Учебные заведения самостоятельно разрабатывают требования к общей организации практики, устанавливают регламенты действий студента, отчеты, которые практикант должен составить по результатам практики.

При заключении трудового договора студент предъявляет список документов, указанных в ст. 65 ТК РФ. Но поскольку документа об образовании, квалификации или наличии специальных знаний (при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки) у молодого человека еще нет, требовать их кадровики не вправе.

  • предоставить Работнику работу, обусловленную трудовым договором;
  • обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором (при его наличии), соглашениями, локальными нормативными актами и данным договором;
  • своевременно и в полном размере выплачивать Работнику заработную плату;
  • соблюдать оговоренные в трудовом договоре условия оплаты труда, выплачивать заработную плату в установленные сроки;
  • исполнять иные обязанности, предусмотренные действующим законодательством РФ о труде.

Можно внести и другие реквизиты, необходимые, по мнению работодателя, для того, чтобы отразить важную информацию о прохождении практики в приказе. Например, можно внести строку «Причина заключения трудового договора» и, соответственно, написать, что ею является «выполнение работ, непосредственно связанных с обучением работника (прохождение производственной (преддипломной) практики)».

Отметим, что обязательным в договоре является и пункт с условием о режиме рабочего времени и времени отдыха. Этот момент необходимо оговорить с будущим работником-студентом заранее. В связи с тем что половина времени должна быть посвящена учебному процессу, для студентов очной (или дневной) формы обучения следует устанавливать режим неполного рабочего времени (ст. 93 ТК РФ), а значит, необходимо заранее выяснить и зафиксировать в трудовом договоре, сколько часов в день (неделю) студент сможет посвящать работе:

Если ежегодно на каком-либо предприятии в соответствии с заключенным гражданско-правовым договором между учебным заведением и предприятием проходит практику значительное количество студентов, то обычно в проведении этого массового мероприятия проявляют заинтересованность все стороны: и директор предприятия, и начальник соответствующего отдела, и начальник отдела кадров, и мастер производственного обучения, и (или) иной представитель учебного заведения. В процессе переговоров между ними и определяется приемлемая должность для каждого практиканта.

Внимание! Если на практику пришел студент учебного заведения среднего профессионального образования (например, из техникума или колледжа), продолжительность работ при прохождении практики для получения первичных профессиональных умений и навыков, не связанной с выполнением производительного (физического) труда, составляет 36 академических часов в неделю независимо от возраста студентов в соответствии с п. 6 Письма Минобразования России.

С учетом Рекомендаций по применению Положения о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования, приведенных в Письме Минобразования России от 16.09.1999 N 16-51-198/16-15 (далее — Письмо Минобразования России).

Учебная, производственная и преддипломная практика, предусмотренная образовательными стандартами высшего профессионального образования, осуществляется на основе договоров между образовательными учреждениями и предприятиями, организациями. На основании таких договоров любые организации независимо от их организационно-правовых форм обязаны предоставлять места для прохождения практики студентам высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию (п. 9 ст. 11 Закона N 125-ФЗ).

Если студенты во время прохождения практики знакомятся с производством, изучают организацию производственного процесса и т.п., то оснований для выплаты им заработной платы, которая в соответствии со ст. 129 ТК РФ является вознаграждением за труд, у организации не имеется. Также нет оснований и для заключения с ними трудовых договоров .

Более подробно вопросы организации прохождения практики учащимися высших учебных заведений регламентирует Положение о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, утвержденное Приказом Минобразования России от 25.03.2003 N 1154 (далее — Положение). В частности, отметим следующие моменты:

Малявки, но хорошие»: как мы брали студентов на практику

Мы распределили практикантов по офису. Трое совсем зелёных второкурсников достались Дмитрию Кузьмину, на тот момент тимлиду бэкенда DCImanager. За троими третьекурсниками присматривал Александр Брюханов. Ещё двое третьекурсников, которые уже были у нас в прошлом году, пошли к Зое Лалетиной в новый VMmanager. Они были знакомы с нашими процессами, поэтому их включили в команду. Остальные ребята работали независимо от команд, но в кабинетах с разработчиками.

Утилита для фронтендеров VMmanager. Ещё в VMmanager в отложенных была задача по сбору метрик работы фронтенда. Нужно было собирать время отклика, время загрузки полезного контента на странице и ещё кучу всего, что важно для анализа работы сервиса. Задача была сложная и менее понятная, чем у бэкенда; нужно было перелопатить кучу «литературы» и познакомиться с Angular, которому в вузе не учат. Решить эту задачу вызвался второй «второгодник». И справился! Его код отревьюили и через несколько спринтов решение внесут в продукт, то есть тоже будут использовать. Сам парень настолько понравился фронтендерам VMmanager, что они пригласили его на работу после института.

Когда-то давно у нас был неудачный опыт работы со студентами. То ли они были не заинтересованы, то ли нам было некогда ими заниматься — в общем, что-то пошло не так, и мы зареклись устраивать практику. Но время шло, компания росла, искать сотрудников в Иркутске становилось всё труднее, и мы вновь стали смотреть в сторону вузов. Первое время просто ходили на дни карьеры. Cидели в коридоре за столом, отвечали на вопросы студентов, раздавали визитки и конфетки. Кто-то из заинтересовавшихся, уже защитив диплом, приходил на собеседование, кого-то мы брали на работу.

Время от времени в компании возникают идеи, которые потенциально полезны, но некому реализовать, или они не настолько важны, чтобы заняться прямо сейчас. Часто это вспомогательные сервисы, которые можно делать отдельно. В течение всего года мы выбирали из таких задач те, что могут подождать до лета и будут по силам для практикантов.

В последние годы государство обязало вузы больше общаться с работодателями, и для нас стали организовывать встречи со студентами. На лекциях для нескольких потоков руководители разработки, техподдержки, маркетинга рассказывали о своей работе. Студенты слушали, задавали вопросы, и — просились на практику. Сначала мы отбивались, но в конце концов сдались и в 2022 году взяли двух второкурсников. Занималась ими Зоя Лалетина, тогда релиз-инженер, а сейчас проджект-менеджер. По её словам, всё прошло на удивление хорошо.

В практическую часть работы входит описание методик, которыми студент пользовался в ходе прохождения практики. Подробно расписываются результаты проделанной работы, их обсуждение. Производится полный анализ. Практикант предлагает решения выявленных проблем. В эту часть так же включен дневник.

Рекомендуем прочесть:  Статья Разбой В Укксср

Введение – первая содержательная глава любой научно-исследовательской работы. В отчете по практике оно имеет ту же структуру, что и в любой другой работе. Для производственной практики введение начинается с краткого описания предприятия, актуальности его деятельности и обосновывается тема, которую студент должен разработать в рамках прохождения практики. Далее прописывается цель и перечисляются задачи, которые нужно выполнить для ее достижения. Введение заканчивается описанием теоретической и методической базы исследования. Для любого направления обучения данная глава будет иметь одинаковую структуру. Размер введения не должен превышать 2 страниц.

В заключении обязательно указываются выводы и предложения, сделанные студентом на основе выявленных недостатков и проблем в работе производства. Заключение не должно превышать двух страниц. В данной главе подтверждается актуальность выбранной студентом в рамках практики темы, подтверждается достижение поставленной цели в виде перечисленных выводов, основанных на поставленных ранее задачах. Студент оценивает качество выполненной работы и указывает возможность применения полученных результатов в курсовой или дипломной работе.

  1. Титульный лист.
  2. Содержание.
  3. Введение, в котором прописываются цели, задачи и актуальность.
  4. Теоретическая часть, которая станет базой для ВКР.
  5. Практическая часть.
  6. График прохождения практики.
  7. Заключение с обоснованными выводами.
  8. Дневник по практике с подписью руководителя под каждым днем.
  9. Отзыв от двух руководителей и кафедры.
  10. Аттестационный лист – краткая характеристика отчета.
  11. Список литературы.
  12. Приложения.

Теоретическая часть включает полное описание структуры и деятельности предприятия. Студент изучает нормативные документы, иерархию сотрудников, работу отделов. Знакомится с основными функциями и задачами производственного процесса. Выявляет главные недостатки.

Что такое производственная практика? Для чего нужна

Производственная практика – практическое применение навыков и умений студента на работе. В производственную практику заложены не только требования к правильному выполнению обязанностей специалиста, но и выстраивание коммуникаций с руководителем практики.

Преддипломная практика – это практика, на которой студент показывает все знания, которые он получил за все 4 года. Обычно студент не видит разницы между производственной и преддипломной практикой, потому что в общей сложности их нет. Разве что компетенция студента должна быть более выражена.

Таким образом, если вам скоро предстоит производственная практика, то рекомендуем вам не отчаиваться и подумать об ее пользе. К тому же студенту важно завязать новые связи. Возможно, если он хорошо покажет себя на практике, то ему предложат работу в данной организации после университета.

Только на производственной практике они смогут убедиться, что сделали правильный выбор. Даже для студентов филологов и журналистов производственная практика может стать роковой. Ведь обучение детей в школе и опрос прохожих людей — это испытания для студентов, которые привыкли читать книги дома и мечтать о светлом будущем.

Студенты должны выйти на производство, т.е. попасть в условия рабочего процесса. Теперь у них появляется руководитель практики в университете и на производстве. Обычно производственной называют даже педагогическую практику. Поэтому студенты филологического факультета в школе работают как на производстве. У них есть старший куратор, они должны применять все свои знания и слушать своего руководителя.

Производственная практика длится в среднем 2-4 недели. Она проходит в учебное время и устанавливается приказом декана факультета. Бакалавры обычно становятся практикантами на третьем и четвёртом курсе обучения 1 раз в год по 2 недели, а магистры – 2 раза в год на 4 недели.

Таким образом, для разрешения вопроса студенту необходимо заглянуть в программу курса профессиональной переподготовки или повышения квалификации. Там должно быть прописано требование о необходимости прохождения практики. Если такого пункта нет, делать ничего не нужно. Обязательное прохождение практики на курсах ДПО законом не предусмотрено.

  • Проанализировать свое рабочее пространство, освоиться в нём. Понять, правильно ли он выбрал профессию.
  • Постоянно контактировать с другими специалистами и руководителями организации, выполнять их поручения.
  • Отыскать и заполнить пробелы в своих теоретических знаниях, приобрести недостающие навыки и компетенции.
  • Проявить себя с положительной стороны, что может помочь в дальнейшем трудоустройстве.
  • Собрать материал для последующего выполнения для курсовых работ, научных статей, дипломного проекта.

Учебная практика носит ознакомительный характер, в ее задачи входит теоретическое исследование процессов, происходящих на предприятии, поверхностное изучение будущих должностных обязанностей. Учебной практикой чаще всего руководит сотрудник образовательного учреждения, в котором учится практикант.

Чтобы понять, требуется ли проходить производственную практику гражданам, обучающимся на курсах дополнительного профессионального образования, необходимо обратиться к положениям Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации». Ст. 76 данного нормативно-правового акта гласит, что конкретные формы и период освоения программы ДПО устанавливаются образовательной программой и (или) договором об образовании.

Правила прохождения практики студентами на предприятии

Правовая сторона вопроса должна быть определена в нормативных документах университета, а также регулируется соответствующими статьями ТК РФ. Продолжительность рабочего дня студента-практиканта от 16 до 18 лет должна составлять не более 36 часов в неделю (ст.92 ТК РФ) и в возрасте от 18 лет не более 40 часов в неделю (ст.91 ТК РФ).

В период прохождения практики на студентов распространяются правила внутреннего распорядка, принятые в организации, и общие правила охраны труда. В случае, если практикант на время практики принят в штат, то он получает все права работника: право на получение зарплаты, право на оплачиваемый отпуск, на пособие по нетрудоспособности и т.д.

Как правило, любой вид практики предваряется встречей-конференцией с руководителем, на которой до сведения учащихся доводится назначение предстоящего мероприятия, его смысл и график. По завершении цикла студенты подготавливают и сдают преподавателям отчеты, где описывают приобретенные знания и опыт.

  • Производственная (ПП). Предполагает возможность прием студента в штат сотрудников, со всеми вытекающими из этого последствиями: заключение трудового договора, начисление жалования и т.д.;
  • Ознакомительная (ОП). Практиканты здесь не заняты на производстве. Поэтому предприниматель может не подписывать с ними договор, а также начислять жалование.
  1. практика осуществляется в порядке индивидуальной подготовки у специалистов или рабочих, имеющих соответствующую квалификацию (п. 10 Положения).
  2. практика проходит в составе специализированных сезонных или студенческих отрядов;
  3. предприятие, с которым учебное заведение заключило договор, предоставляет студенту место для прохождения практики (п. 8 Положения);
  4. при наличии вакантной должности учащийся занимает ее, если работа соответствует требованиям программы практики;

Принимаем практиканта на работу

Студент, трудоустраивающийся для прохождения производственной или преддипломной практики, – это и потенциально перспективный будущий сотрудник, и лишняя «головная боль» для руководства, поскольку статус такого работника не всегда понятен и определен. В Трудовом кодексе нет ясно выписанных норм трудовых отношений с практикантами. Постараемся разобраться, как оформлять такие правоотношения, какие существуют нюансы принятия на работу студентов-практикантов, на что обратить внимание работодателю при составлении документации.

Вопрос о заработной плате студентам, проходящим практику, обязательно должен быть отражен в тексте трудового договора. П. 20 вышеуказанного Положения говорит о том, что определение зарплаты для практикантов выполняется в соответствии с законами, принятыми для данной отрасли, а также договорами с соответствующими учебными заведениями. Студент-практикант, подписавший трудовой договор, имеет право на те же выплаты, что и обычные работники:

  • студент исполняет трудовые обязанности, указанные в должностной инструкции той вакансии, которая есть в штатном расписании (унифицированная форма т-3);
  • студент подотчетен правилам трудового распорядка, принятым в организации;
  • студенту своевременно и в полном объеме выплачивается заработная плата.

ВАЖНО! Заключенный трудовой договор может быть только срочным: ведь практика имеет четко обозначенные сроки начала и завершения. Ст. 59 ТК РФ говорит о том, что стажировка и индивидуальное обучение требуют заключения именно срочного трудового договора.

  • если должностные обязанности совпадают с требованиями практики и в организации есть соответствующие вакантные места, студентов разрешается зачислить на них;
  • практику можно проводить в составе студенческих отрядов, индивидуального обучения, если квалификация соответствует.

Малявки, но хорошие»: как мы брали студентов на практику

Хороший студент хочет найти место, где можно заниматься чем-то близким к специальности, а не перекладывать документы из папки в папку (такое до сих пор часто поручают практикантам). Мы понимали, что можем многое показать ребятам, да и на фоне рассказов о себе отказывать было странно. Решили, что опыт 2022-го года надо продолжать, и этим летом взяли уже восьмерых ребят: троих со второго курса и пятерых с третьего. Вот что из этого вышло…

Мы распределили практикантов по офису. Трое совсем зелёных второкурсников достались Дмитрию Кузьмину, на тот момент тимлиду бэкенда DCImanager. За троими третьекурсниками присматривал Александр Брюханов. Ещё двое третьекурсников, которые уже были у нас в прошлом году, пошли к Зое Лалетиной в новый VMmanager. Они были знакомы с нашими процессами, поэтому их включили в команду. Остальные ребята работали независимо от команд, но в кабинетах с разработчиками.

Дмитрий В. (. ) Всю неделю мы пытались сделать интеграцию, но ничего не выходило, пока в пятницу утром, за несколько часов до показа, к нам не пришёл Шурик и не подшаманил нам (. ). В целом я не пожалел о выборе места для прохождения практики. Я посмотрел как работает компания изнутри, как строится взаимодействие в отделе и между отделами. Очень многому научился и познакомился с замечательными людьми.

В 2022 году лекции эволюционировали. Вместо рассказов о компании и «яблоках по четвергам» мы говорили о технологиях, с которыми работаем: C++, Java, Angular и др. Обычно на такие лекции приходило 30–80 человек, человек десять из них оставались, задавали вопросы — когда-то больше, когда-то меньше. После встречи студенты окружали нас, спрашивали о предмете лекции, о работе и, очень часто, о практике.

Включать практиканта в рабочую команду бессмысленно и беспощадно. Даже если студент интересуется и хоть что-то знает (это уже хороший результат!), сразу в разработку его не погрузишь, надо какое-то время учить. Две недели — очень короткий срок, поэтому от мысли давать новеньким студентам задачи штатных разработчиков заранее отказались. Но мы хотели показать работу в реальной IT-компании. Нужны были такие задачи, через которые ребята смогли бы «пощупать» процесс разработки и, хотя бы со стороны, посмотреть на взаимодействие команд.

Рекомендуем прочесть:  В Афганистане Я Был Водителем Возил Грузы

С поиском учебной практики часто помогает кафедра, но потом у студентов часто возникают вопросы: «где можно пройти производственную практику?» или «где проходят преддипломную практику?». Если в вузе есть своя служба занятости, стоит обратиться туда: часто в этом отделе можно получить список компаний-партнёров, которые принимают стажёров от университета.

На рынке труда в ИТ-отрасли все ещё чувствуется «кадровый голод», и потому найти компанию, где можно пройти практику студенту-программисту не очень сложно. Стоит обратить внимание на крупные и средние фирмы: именно они заинтересованы в работе со студентами, т. к. часто расширяются и набирают персонал.

Сложнее всего тем, кто ищет где пройти практику по специальности «экономическая безопасность»: эта отрасль предусматривает работу с конфиденциальной информацией и в профильные организации неохотно берут стажёров. Следует обратиться к куратору практики от кафедры — возможно, он порекомендует доступные варианты.

Практика — важная часть учебного процесса. Она дополняет теоретические знания, полученные на лекциях, знакомит с будущей профессией изнутри. Не все вузы помогают студентам с выбором базы практики, а найти её самостоятельно бывает непросто. Мы подскажем, где можно пройти практику учащимся самых популярных направлений.

Чтобы подкрепить теоретические знания практическими навыками, будущим бухгалтерам стоит выбирать в качестве базы крупные предприятия. Там студент научится работать со специальными бухгалтерскими программами и вести документацию. В маленьких фирмах может не быть отдельной должности бухгалтера, и в таком случае студент останется без наставника.

Текстовая часть отчета выполняется на листах формата А4 (210 х 297 мм) без рамки, соблюдением следующих размеров полей:

  • левое — 25 мм,
  • правое — 10 мм,
  • верхнее — 20 мм,
  • нижнее — 20 мм.

Страницы текста подлежат обязательной нумерации, которая проводится арабскими цифрами с соблюдением сквозной нумерации по всему тексту. Номер страницы проставляют в правом нижнем углу без точки в конце.Первой страницей считается титульный лист, но номер страницы на нем не проставляется.

  • Тип шрифта: Times Nеw Roman .
  • Шрифт основного текста: обычный, размер 14 пт.
  • Шрифт заголовков разделов: полужирный, размер 16 пт.
  • Шрифт заголовков подразделов: полужирный, размер 14 пт.
  • Межсимвольный интервал: обычный.
  • Межстрочный интервал: полуторный.
  • планы предприятия (текущие, годовые, перспективные; оперативные, тактические, стратегические): порядок разработки, доведения до отдельных подразделений, контроль выполнения и др.;
  • состояние бизнес-планирования инвестиционных проектов на предприятии (при прохождении практики в коммерческой организации).,
  • особенности планирования деятельности некоммерческой организации (при прохождении практики в некоммерческой организации).

Производственная практика является обязательной частью учебного процесса для студентов 3 и 4 курсов. Как правило, практика проходит в реальных условиях производства назначается на летний или зимний период сразу после окончания занятий. Студент должен определиться с местом проведения практики за полгода, позаботиться о договоре между университетом и предприятием и составить график с научным руководителем.

  • явиться в центральный офис предприятия (некоммерческой организации) и отметить в дневнике дату прибытия:
  • получить документ — пропуск (удостоверение);
  • явиться к руководителю практики от организации, ознакомить его с программой практики и индивидуальными заданиями, согласовать с ним: рабочее место, календарный план-график прохождения практики, порядок проведения итогов работы, порядок пользования производственно-
  • техническими материалами, литературой, документацией, инструментами и приборами, порядок получения спецодежды;
  • ознакомиться с правилами внутреннего распорядка и техникой безопасности на предприятии, в учреждении, организации и неуклонно их выполнять;
  • уточнить с руководителем практики от организации, кто будет руководить работой студента-практиканта непосредственно на рабочем месте, порядок и место получения консультаций;
  • обо всех проблемах и затруднениях в период прохождения практики сообщать руководителю практики от принимающей организации и руководителю практики от выпускающей кафедры;
  • установить связь с общественными организациями предприятия и принимать активное участие в общественной жизни предприятия, учреждения, организации;
  • отметить в дневнике дату окончания практики и заверить ее печатью.

В разделе «Организация и технология производственных процессов» можно более подробно осветить вопросы, отражающие: новые технологии производства работ; использование новой техники с описанием технологических операций, ею выполняемых; применение новых строительных материалов и источники их получения.

Что такое производственная практика

2. Оформление практиканта без зачисления в штат. В случае, если в договоре между образовательным учреждением и работодателем изначально прописано, что студенты проходят практику без официального трудоустройств, и если отсутствуют вакантные места, то трудовой договор с практикантом не заключается.

  • присмотреть себе ценные молодые кадры заранее;
  • «воспитать» молодых специалистов под себя, обучая их в соответствии с необходимыми именно вашей организации требованиями и спецификой;
  • скорректировать образовательные программы профильных вузов, взаимодействуя с ними.

Для студента производственная практика – неотъемлемая часть учебного процесса, помогающая сориентироваться и найти себя в профессии. Для предприятий производственная практика хоть и связана с рядом трудностей, однако, является прекрасной возможностью присмотреть себе персонал заранее и привлечь в компанию ценные молодые кадры.

Учебная практика должна проходить в подразделениях самого учебного заведения: в мастерских, лабораториях, на учебных полигонах, в учебных хозяйствах и т. д. Также она может проходить и в сторонней организации, с которой у образовательного учреждения есть договор. Но и в том, и в другом случае учебную практику проводят мастера производственного обучения или преподаватели дисциплин профессионального цикла.

Ему даже не придется ничего учить или запоминать. Полученный практический опыт, сбор и обработка полученной информации надолго сохранятся в памяти. Вузовцу необходимо хорошо ориентироваться в собственном отчете, чтобы в случае необходимости посмотреть нужную информацию.

Практика для студентов

И технологическая, и преддипломная практики — производственные, то есть предполагается, что этот опыт поможет студентам применить на практике то, что они выучили в вузе, освоить новые навыки и получить реальное представление о будущей профессии. Для компаний это шанс привлечь молодых специалистов, а после — предложить им место в команде. Студенты смогут понять, та ли эта специальность, по которой он хочет дальше работать.

Кроме помощи в онко-центре Настя вспоминает и обязательную для всех практику на станциях по борьбе с болезнями, где студенты исследовали поступающую на продажу и реализацию продукцию. По ее словам, именно там четко следили за посещением, доходчиво все показывали и заставляли повторять те же манипуляции: «Думаю, здесь практика не сильно отличалась от штатной работы сотрудников».

Важно: по многим специальностям (IT, экономика, различные науки и тд) преддипломная практика — это специальное выделенное время от занятий во втором семестре для написания практической части диплома. Проходить при этом практику в каком-то месте — необязательно.

Длительность практики бакалавров и магистров во многом зависит. Как правило, она длится от двух до четырех недель. Если практика учебная или технологическая, ее выносят на лето, свободное от занятий и экзаменов. Преддипломную студенты проходят в течение последнего года обучения.

Сайты по поиску работы тоже стоить учесть. Многие компании размещают там вакансии с предложением о практике или стажировке. Для таких случаев пригодится резюме, в котором может еще не быть никакого опыта работы, а только ваше образование (которое вы получаете), навыки и владение иностранным языком. Также для поиска места практики подойдут профессиональные сообщества в соцсетях.

Запомните! Другой способ – договор оформляется напрямую со студентом, в обход учебного заведения. В рамках такого договора обозначается не выполнение практикантом работ (услуг), а предоставление организацией (ИП) места для прохождения практики и совершенствования специальных навыков.

Понятное дело, что если со студентом на время практики подписывают ТД, то правила распорядка, которым следуют сотрудники организации, также распространяются и на него. Работающий практикант обязан соблюдать распорядок, технику безопасности, и все утвержденные в организации локальные акты.

Как только подписан ТД, оформляется приказ о приеме на работу (используется форма № Т-1а или Т-1). Они утверждены Постановлением №1 Госкомстата России 5.01.2004 года. Использовать можно и унифицированный бланк, в котором дополнительно указывают о приеме на работу практиканта.

Если этот документ подписан, значит, практикант выполнял работы на основании договора подряда. Один из экземпляров оформленного отчета оставляется по месту прохождения практики, чтобы при необходимости удостоверить факт выполнения практикантом работ по условиям договора.

  • учебная практика. Еще ее называют ознакомительной. Выполнение конкретных функций не требуется. Она несет лишь ознакомительную функцию: студент наглядно знакомится с процессом производства, получает общие специализированные умения, учится выполнять простые действия (манипуляции), которые пригодятся ему в дальнейшем,
  • производственная. Второе ее название – трудовая. В ходе такой практики студент принимает непосредственное участие в процессе производства. Ему доверяется выполнение конкретных функций, которые входят в список обязанностей обычных сотрудников,
  • преддипломная. В ходе этой практики студент показывает свои профессиональные умения и специальные навыки специалиста. Идеальный вариант – при отличном прохождении этой практики студенту сразу же предлагают постоянно место работы.

Список литературы содержит все используемые при написании работы источники, в том числе указанные в ссылках. Оформляется список литературы согласно методическим указаниям или ГОСТ. В него можно включить названия документов, полученных с предприятия, а также нормативную литературу, интернет-источники.

Характеристика с места прохождения производственной, учебной или дипломной практики должна отражать данные о знаниях, навыках и умениях практиканта. Об уровне его профессиональной подготовки, личных качествах, а также о работе и поручениях, которые выполнял студент во время посещения предприятия. И, конечно, рекомендуемая оценка.

В любом ВУЗе в процессе обучения студентам необходимо проходить практику с целью закрепления полученных теоретических знаний и получения практических навыков работы. За весь период обучения проходят ознакомительную (учебную), производственную и преддипломную практики. Окончание прохождения практики требует написания отчета, который сопровождается дневником и характеристикой с места прохождения практики. Чтобы написать отчет по практике самостоятельно, необходимо знать особенности каждого вида практики.

  • сведения о месте прохождения практики;
  • ее цели и задачи, которые указаны в методических указаниях;
  • объект и предмет исследования;
  • оценку современного состояния исследуемой темы;
  • может содержать предполагаемые результаты прохождения практики.

Основная часть делится на главы. Содержит теоретическую и практическую части. В практической части описывается структура и деятельность предприятия. Проводится анализ. Выявляются положительные и отрицательные стороны в работе предприятия или учреждения. Приводятся все расчеты, графики и таблицы.