Увольнение по окончанию контракта без жилья

Могут ли уволить военнослужащего без предоставления жилья или субсидии? Как быть в этом случае

В прежней версии закона были совершены некоторые упущения. Так, согласно закону нельзя было расторгнуть контракт с военным, не обеспечив его жильем. Но при этом служащим давалось право многократно оказываться от предлагаемых им квадратным метров, вследствие чего увольнение становилось невозможным. Поэтому граждан нельзя было уволить и приходилось выплачивать денежное содержание, хотя служить они уже не могли.

Уволить военнослужащего без обеспечения жильем нельзя, если военный увольняется, прослужив 10 лет, из-за плохого здоровья, достижения предельного возраста пребывания на службе или из-за ОШМ. Это мы рассмотрели выше.

Такие ограничения действуют только для «льготных» оснований увольнения: по состоянию здоровья, по достижению предельного возраста или по ОШМ. При этом гражданин должен прослужить больше 10 лет и стоять на жилищном учете в том органе, в котором служит.

Также военного можно освободить от службы без обеспечения жильем, если он в течение месяца не предоставил документы, чтобы получить квартиру или финансовую субсидию на ее приобретение. Срок считается с момента, когда командование уведомило военного о том, что готово предоставить ему жилье или субсидию.

В остальных случаях уволить служащего без предоставления жилья могут. В том числе, если гражданин хочет уйти со службы сам, хотя основания для получения жилья до увольнения у него есть. Если военный стоит на учете как нуждающийся, после ухода со службы его обязан курировать военкомат, занимающийся обеспечением жильем таких лиц.

Могут ли уволить без предоставления жилья, субсидии

Согласно ст 15 федерального закона О статусе военнослужащих при вашей выслуге 25 лет вас при увольнении должны обеспечить жильем либо выдать жилищный сертификат Увольнение же без обеспечения жилья будет незаконным Вам тогда на основании ст 10 ФЗ О прокуратуре РФ нужно жаловаться в военную прокуратуру.

Законодательством предусмотрены различные формы и порядок предоставления военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений с установлением дифференцированных гарантий в зависимости от категорий военнослужащих и выбора ими конкретного способа реализации жилищных прав. Такое правовое регулирование не является нарушением их конституционных прав при условии соблюдения права на жилище, гарантированного статьей 40 Конституции Российской Федерации. Указанная позиция изложена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 мая 2022 г. N 1046-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки С.Е. на нарушение ее конституционных прав абзацем первым пункта 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы» и в ряде других определений (от 25 сентября 2014 г. N 2271-О, от 27 октября 2015 г. N 2527-О и других).

Согласно абзацам третьему и двенадцатому пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» выплата жилищной субсидии является одной из форм реализации прав военнослужащих на жилище, в том числе в порядке, установленном в пункте 14 статьи 15 названного закона, равнозначной по правовым последствиям иным способам предоставления жилых помещений — в виде жилых помещений в натуре в собственность или по договору социального найма.

Что касается военнослужащих, пожелавших реализовать свое право на получение жилых помещений по избранному после увольнения месту жительства, не совпадающему с последним местом службы, то в пункте 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» для них установлен особый порядок предоставления жилых помещений, который направлен, в первую очередь, на реализацию конституционного права на выбор места жительства, гарантированного статьей 27 Конституции Российской Федерации.

поскольку Вы увольняетесь с военной службы не по одному из льготных оснований, то командование воинской части вправе Вас уволить с военной службы с оставлением в списках нуждающихся и без выплаты жилищной субсидии, которой Вы будете обеспечены за рамками военной службы.

Как видно из вышеперечисленного, при наличии любой из вышеперечисленных причин при увольнении может и не браться отказ от квартиры в письменной форме, но лишь в том случае, если ранее жилье предлагалось неоднократно, но по каким-либо мотивам сотрудник от него отказывался:

  • Если военному предлагалась квартира всего один раз, он не может быть уволен без жилья.
  • Офицер может оспорить решение комиссии, если жилище было выдано не по месту прохождения службы.
  • Если выслуга равна 20 годам и более, и сотрудник нуждается в повышении условий проживания, он может ходатайствовать об оформлении права собственности на квартиру или составлении договора социального найма.

«Несправедливо увольнять военных, прослуживших более 10 лет, без предоставления жилья. Я в ближайшее время издам указ, чтобы исключить этот недостаток. Даже если офицер увольняется по достижении максимально допустимого возраста нахождения на службе или по состоянию здоровья, ему необходимо в обязательном порядке предоставить квартиру» — сказал на одном из заседаний Президент РФ В.В. Путин.

До апреля 2015 года увольнение военнослужащего было возможно после предоставления ему жилья. После внесения корректировок в ФЗ «О статусе военнослужащих» все кардинально изменилось, и расторжение контракта теперь производится без обеспечения увольняющихся военных квартирами, что вызвало широкий общественный резонанс.

До внесения изменений военнослужащие могли отказаться от предложенной недвижимости, что делало невозможным их увольнение. Этим пользовались офицеры, достигшие пенсионного возраста или лица, не подходящие для службы по квалификационным требованиям, чтобы получать ежемесячное денежное довольствие и иметь право на социальные льготы.

Увольнение с военной службы без обеспечения жильём

В соответствии с указанной нормой, военнослужащие — граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона. К сожалению, при неизменности действующего законодательства, поменялась судебная практика, и возникли вопросы законности увольнения военнослужащих с военной службы без обеспечения постоянным жильем. Например, уже сегодня, суды повсеместно стали принимать решения о законности увольнения военнослужащих с военной службы без обеспечения постоянным жильём, при наличии у военнослужащих служебных жилых помещений. И это только начало.

Как правило, такая ситуация может возникнуть, если спор разрешался в суде и на основании постановления гражданин должен съехать. Однако когда человек имеет статус ветерана боевых действий, недееспособен по I или II группе, то его выселение будет незаконным.

Сотрудник и его родственники не являются собственниками данного помещения, однако, имеют право проживать в нем по специальному договору, сторонами которого являются: наймодатель — орган публичной власти и наниматель — работник. При несоблюдении некоторых правил, от работника могут потребовать освободить помещение вместе с женой и детьми:

Если такие военнослужащие не соглашаются с увольнением их с военной службы без предоставления жилищной субсидии или жилого помещения, суд отказывает в удовлетворении их требований об увольнении с военной службы, поскольку указанные лица в соответствии с законом не могут быть уволены с военной службы.

Наличие всех условий не всегда приводит к предоставлению жилья. В решении по делу 33а-616/2022 от 4 мая 2022 г. судебная коллегия по административным делам Московского военного суда установила, что военнослужащий, единожды воспользовавшийся правом на жилье и снявшийся с учета — уже не может снова получить жилплощадь от государства. Истице, уволенной в запас в связи с изменениями в организации штата, было отказано в предоставлении жилья как неимущей, поскольку она уже была обеспечена долей в квартире бывшего супруга (военнослужащего). Свою долю она продала, и ошибочно посчитала, что имеет право получить еще одну жилую площадь как уволенная в запас.

Т.е. военный, для обеспечения жильем, должен иметь общую продолжительности военной службы 20 лет и более — сколько лет военной выслуги у данного военного неизвестно, в своем вопросе это не указано.
И военный с военной выслугой 20 лет и болеедолжен увольняться по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе или льготным основаниям при выслуге 10 лет лет и более — данный военный собирается увольняться по окончанию контракта с выслугой 26 лет, но служить дальше до предельного возраста видимо не собирается, не указывает.

Вопрос обеспечения военного жильем в первую очередь регулируется Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» статьёй 15. Право на жилище:
Военнослужащим — гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная «субсидия» или «жилые помещения», находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Здравствуйте, я бы хотел узнать у меня летом заканчивается контракт, отслужил я 26 лет, квартиру не получил и субсидии тоже никакие не получал, на мое место идет другой человек, вот я бы хотел узнать. Выведут ли меня сейчас за штат по окончанию контракта до того пока не выплатят мне все что полагается, чтобы тот человек встал на мое место.

Военнослужащий в первую очередь, для обеспечения жильем, должен быть признан РУЖО или ДЖО установленным порядком(ПМО №1280) нуждающимся в обеспечении жилыми помещениями и поставлен на учет нуждающихся, что гарантирует ему реализации его права на обеспечении жильем в виде получения жилищной субсидии, жилья по соцнайму или в собственность в зависимости от его прав на это.
Если военного в РУЖО или ДЖО установленным порядком(ПМО №1280 не признали нуждающимся в обеспечении жилыми помещениями и он не был поставлен на учет нуждающихся, то его уволят по окончанию контракта без всякого права на обеспечением жильем в любом виде.
Если военный не признан нуждающимся и не стоит на учете, то у командира не будет ни каких оснований и мотиваций держать его в распоряжении — если командир необоснованно выведет военного в распоряжение, то с него взыщут то ДД которое будет выплачено военному при необоснованном нахождении в распоряжении.

Глава VIII

б) при признании военнослужащего-контрактника военно-врачебной комиссией годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями, но негодным к службе по имеющейся военно-учетной специальности и невозможности размещения по родственной военно-учетной специальности (при отсутствии других оснований для увольнения);

с подлежащим увольнению за невыполнение военнослужащим-контрактником условий контракта, в связи с несоответствием требованиям, установленным законодательством для военнослужащих, а также за совершение проступка, порочащего честь военнослужащего, — при объявлении принятого решения о досрочном увольнении военнослужащего;

— по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (статья 48 Закона) — достигшего предельного возраста пребывания на военной службе, в том числе и того, с которым был заключен годичный контракт о прохождении военной службы после достижения предельного возраста;

39. С военнослужащим-контрактником о предстоящем его увольнении с военной службы непосредственным или другим прямым начальником проводится личная беседа. В ходе беседы разъясняются основания и сроки представления к увольнению, льготы и преимущества, определяется военный комиссариат для направления на воинский учет и место жительства после увольнения, выясняются его просьбы.

Рекомендуем прочесть:  Правила Проезда В Общественном Транспорте С 1 Января 2022г

а) в связи с невозможностью членов семьи военнослужащего проживать в местности, где военнослужащий проходит военную службу, и отказавшегося от перевода к новому месту службы, где его члены семьи могли бы проживать с учетом своего состояния здоровья, либо при невозможности такого перевода;

Порядок увольнения военнослужащего

  • Просьба о расторжении соглашения.
  • ФИО заявителя, его воинское звание и должность.
  • Основания для увольнения. Они должны быть подтверждены положениями нормативных актов и приложенными бумагами.
  • Информация о комиссариате заявителя.
  • Дата начала службы.
  • Длительность выслуги.
  • Наличие государственного жилья.
  • Просьба об обеспечении довольствия.
  • 45 лет — для офицеров ниже должности полковника. Этот же максимальный возраст установлен для женщин.
  • 50 лет — для капитанов первого ранга и подполковников.
  • 55 лет — для низших генеральских служащих и представителей вице-адмиральства.
  • 60 лет — для высшего генеральского состава, для маршалов и адмиралов.
  1. Документ отправляется в аттестационную комиссию.
  2. Комиссия принимает служащего, рассматривает причины расторжения договора.
  3. Если причины признаны обоснованными, происходит расторжение отношений.
  4. Оформляется протокол решения комиссии. Копия его направляется служащему.
  5. Приказ о расторжении отношений утверждается командующим.
  • Близкие родственники не могут жить вместе со служащим, однако перевести в другую часть человека невозможно.
  • Супруг/супруга также являются военнослужащими и их перевели на другое место.
  • Возникла неотложная необходимость ухода за пожилыми родственниками, инвалидами 1 и 2 группы, лицами, не достигшими 18-ти лет.
  • Проживание семьи сотрудника за границей.
  • Человек не может обеспечить свою семью (достаток определяется на базе прожиточного минимума).
  • Наличие ребенка при уклонении другого родителя от исполнения своих родительских обязанностей.
  • Женщина не может продолжать службу из-за ухудшения состояния вследствие вынашивания ребенка.
  • Близкий родственник служащего тяжело заболел и нуждается в уходе за ним.
  • Человек получил высшее образование и не может применить его в рамках службы.

Однако в последнее время стала складываться судебная практика согласно которой, независимо от того, где военнослужащий избрал место жительства в связи с увольнением с военной службы, если он обеспечен служебной квартирой, он может быть уволен с военной службы даже если на это нет его согласия. Кроме того, Президентом РФ был подписан Указ от 2 января 2022 г. № 2 «О внесении изменения в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237» в соответствии с которым «Военнослужащий, изъявивший желание получить жилое помещение не по месту увольнения с военной службы, увольняется с военной службы и обеспечивается жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.». Таким образом, буквальное содержание указанной нормы позволяет увольнять с военной службы даже тех лиц, кто вовсе не обеспечен жилыми помещениями и избравших место жительства не совпадающее с последним местом прохождения военной службы. Полагаем, что данный Указ противоречит абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона РФ 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в той его части, которая позволяет увольнять с военной службы до обеспечения жильем без получения согласия военнослужащего на такое увольнение. (Если Вы столкнулись с такой проблемой, готовы подготовить соответствующую жалобу в Верховный Суд РФ и представить Ваши интересы в суде.).

По указанному вопросу было все ясно и понятно до 20 июня 2007 г. До этой даты считалось, что запрещено без каких-либо оговорок увольнять военнослужащих без их согласия до обеспечения жильем, в том числе в тех случаях, когда военнослужащий проживал в служебной квартире (напомним, что служебное жилое помещение дается на период военной службы, по окончании которой, военнослужащий обязан его освободить и это прямо указано в п. 18 типового договора найма служебного жилого помещения (Утвержден постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. № 42), что указанный договор найма служебного жилого помещения прекращается с окончанием срока службы) и не дал согласие на увольнение до предоставления жилого помещения в избранном им месте жительства. Правоприменительная практика (в том числе судебная) придерживалась этой позиции до того момента пока группа товарищей (Р. и его представители С., М. и К.) по какой-то причине не решила обратиться в Верховный Суд РФ с заявлением о признании пункта 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237, в части, позволяющей при желании военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части увольнять их с военной службы без их согласия, противоречащим статье 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ и недействующим в этой части. И вот, по указанному заявлению Военная коллегия Верховного Суда РФ приняла свое знаменитое Определение ВКПИ07-30, в котором в обоснование сделанного вывода о том, что пункт 17 статьи 34 Положения не противоречит статье 23 Федерального закона, кроме прочего указала, что если военнослужащий обеспечен по месту прохождения военной службы служебным жильем и избрал при увольнении с военной службы место жительства отличное от последнего места службы, он может быть уволен с военной службы (вообще странная логика, если ты обеспечен по месту прохождения службы каким-никаким жильем (напомню, что служебное жилье предоставляется только на период прохождения военной службы, увольнение с военной службы является основанием для прекращения действия договора найма специализированного жилого помещения, к которому относится и служебная квартира) и хочешь получить квартиру в этом же населенном пункте тебя уволить не могут, а если хочешь получить квартиру там, где тебе негде жить – то это законно. Примером судебной практики, когда увольнение военнослужащего без его согласия, обеспеченного служебным жильем, было признано законным может служить кассационное определение Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации Верховного Суда РФ от 1 октября 2015 г. № 208-КГ15-6, где суд, в частности указал: «Более того, в силу п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в улучшении жилищных условий, без его согласия не может быть уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения по нормам жилищного законодательства; при желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сдача Аксененко Л.В. служебного жилого помещения не свидетельствует о нарушении командованием его жилищных прав по месту службы, поскольку закон содержит запрет на увольнение определенной категории военнослужащих, к которой относится заявитель, без предоставления жилья по избранному месту жительства только в случае их необеспеченности вовсе жилым помещением по месту военной службы и отсутствия согласия на увольнение. Следовательно, непредоставление заявителю жилья по избранному месту жительства при обеспеченности его по месту военной службы служебным жилым помещением по установленным нормам само по себе не является препятствиям для увольнения в запас.»

Кроме того, как отмечено выше реализовать право на получение жилья можно только при условии сдачи ранее занимаемого жилого помещения, в том числе служебного. Часто возникает вопрос: кто вправе и обязан выселять (обращаться в суд с требованием о выселении) из служебных квартир, сам военнослужащий или воинская часть (квартирный орган)? Ответ на это вопрос можно найти в двух судебных актах Верховного Суда РФ кассационное определение Верховного Суда РФ от 3 декабря 2015 г. № 201-КГ15-39 и (, из которых следует, что если военнослужащий проживает в указанной квартире, то таким правом обладает только он, если в указанной квартире не живет, а живут прежние члены его семьи (бывшая супруга, например), то таким правом военнослужащий не обладает, такое право (на обращение с иском о выселении) есть только у органа, за которым закреплено указанное жилое помещение.

Нужна помощь военного юриста (консультация, составление административных исковых заявлений, жалоб (апелляционных, кассационных) в Верховный Суд РФ, Конституционный Суд РФ, Европейский Суд по Правам Человека (ЕСПЧ), по жилищным вопросам (по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семьи: постановки в очередь на жилое помещение в Единый реестр, получения жилищной субсидии, получения денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, увольнения без жилья, представление интересов в суде?

1) Государственные жилищные сертификаты. Увольняемые военнослужащие путем реализации сертификатов приобретают жилье в любом избранном для постоянного проживания субъекте Российской Федерации. При этом, сертификат должен быть представлен в банк в течение 2 месяцев с даты его оформления, жилье приобретается в течение 9 месяцев. При расчете размера субсидии для приобретения жилья на территории отдельных субъектов Российской Федерации применяются повышающие коэффициенты к нормативу стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации.

Граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.

«Государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета. Военнослужащим — гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более — по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.»

2) Участие в накопительно-ипотечной системе (НИС, действует с 2004 года). Суть программы заключается в том, что с момента поступления на службу по контракту военнослужащий начинает участвовать в такой системе. При этом средства накопления выделяются из федерального бюджета. По истечении 3 лет службы контрактник имеет право воспользоваться накопленным капиталом для приобретения жилого помещения. Для этого необходимо подать рапорт, и получить Свидетельство о праве участника накопительно-ипотечной системы на предоставление целевого жилищного займа. Срок действия свидетельства полгода. Гашение ипотеки происходит также в случаях, когда военнослужащий прослужил не менее 10 лет и был уволен в связи с достижением максимального возраста, допустимого для несения военной службы; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными изменениями в его части; а также при наличии семейных обстоятельств, предусмотренных законодательством РФ.

Когда военнослужащий вправе досрочно уволиться в связи с уходом за ребенком, которого он воспитывает сам

Впоследствии Верховный Суд отказался рассматривать жалобу заявительницы под предлогом того, что совместное проживание матери с ее болезненным ребенком не может свидетельствовать о необходимости ее увольнения с военной службы по указанному ею правовому основанию, поскольку на нее в полной мере распространяются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством РФ.

Рекомендуем прочесть:  Возврат Товара В Связи С Несоответствием Заявленным Характеристикам

В своей жалобе в Конституционный Суд Олеся Селина указала, что спорное законоположение по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, не предполагает прекращения военно-служебных отношений по предусмотренному им основанию в том случае, если отец ребенка не лишен родительских прав.

Адвокат АП г. Санкт-Петербурга Александр Передрук убежден, что отказ в досрочном увольнении с военной службы по контракту представляет собой не что иное, как ограничение конституционного права на уважение семейной жизни. «В рассматриваемом постановлении Конституционный Суд обратил внимание на необходимость установления баланса интересов и пропорциональности ограничения этого права в ситуации, когда военнослужащий мотивирует просьбу об увольнении необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца) ребенка», – отметил он.

В дальнейшем апелляция поддержала решение первой инстанции. При этом вторая инстанция добавила, что увольнение военнослужащего по такому основанию возможно только в случае, если второй родитель не выполняет своих обязанностей по отношению к ребенку. В рассматриваемом же случае такое обстоятельство констатировать нельзя, поскольку бывший муж женщины не лишен родительских прав и периодически навещает дочь, а мать истца живет по соседству и ухаживает за внучкой.

Константин Маркин полагает, что в рассматриваемом случае можно говорить о нарушении прав не только Олеси Селиной, но и ее несовершеннолетней дочери, а также бывшего мужа и других родственников. «Ведь с учетом состоявшихся по делу решений судов на бывшего мужа (проживающего в другом населенном пункте и живущего отдельной семьей) и, что совсем удивительно, на мать заявительницы фактически возлагается обязанность проживания с ребенком и ухода за ним, причем без учета их мнения. Полагаю, что в данном деле можно говорить и об определенном виде дискриминации. Так, женщины-военнослужащие, которые не живут совместно с отцами своих детей по причине развода, оказываются в худшем положении, чем женщины-военнослужащие, которые не живут с отцами своих детей по другим причинам», – подчеркнул адвокат.

Мнение административного истца о том, что в абзаце третьем пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», введенном Федеральным законом от 20 апреля 2015 г. N 97-ФЗ, установлен исчерпывающий перечень случаев, когда закон допускает увольнение военнослужащих без их согласия по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, является ошибочным. В данной норме приведены случаи злоупотребления лицами, указанными в первом предложении абзаца второго пункта 1 названной статьи закона своим правом на жилище, когда законодатель признал допустимым лишение их социальной гарантии в виде запрета на увольнения без предоставления жилого помещения. Однако это положение закона не означает распространение данной гарантии на военнослужащих, выразивших желание получить жилые помещения по избранному месту жительства, которое отличается от последнего места службы.

При этом в пункте 3 статье 6 Федерального закона «О статусе военнослужащих» указано, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Такое толкование закона основано на указании в абзаце первом пункта 14 статьи 15 названного закона на то, что обеспечение жильем в данном порядке осуществляется «при перемене места жительства». В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Согласно абзацу восьмому статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (в редакции от 2 июня 2022 г.) местом жительства являются жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемая административным истцом норма Положения не противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, — Федеральному закону «О статусе военнослужащих», не нарушает права и охраняемые законом интересы административного истца, указанный нормативный правовой акт издан в пределах компетенции Президента Российской Федерации, в силу чего административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.

Таким образом, законодатель, выделяя в данной норме военнослужащих, пожелавших получить жилые помещения не по месту увольнения, фактически установил, что гарантия в виде запрета на увольнение соответствующих категорий военнослужащих, нуждающихся в особой защите, без их согласия до предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии предусмотрена для лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях обеспечения жильем по месту службы. Вместе с тем в целях обеспечения конституционного права на жилище данная гарантия может быть распространена на указанных военнослужащих, не обеспеченных к моменту увольнения никаким жильем и возражающих против увольнения без предоставления жилья тем способом, который они избрали.

Увольнение по окончанию контракта без жилья

Согласно абзаца третьего указанного пункта, в случаях, если военнослужащие — граждане, указанные в абзаце втором настоящего пункта, отказались от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, либо отказались от жилищной субсидии или не представили в срок документы, необходимые для предоставления жилого помещения или жилищной субсидии, согласия таких военнослужащих — граждан на увольнение с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии не требуется. Указанные военнослужащие — граждане в случае их увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии обеспечиваются жилыми помещениями в форме и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом».

Военнослужащие — граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта.

Также военнослужащего можно будет уволить с военной службы, если он не успел представить документы, необходимые для предоставления жилого помещения или жилищной субсидии, в течение 30 дней с даты его уведомления командованием о готовности предоставить ему жилое помещение или жилищную субсидию.

Целью этой нормы, в первую очередь, является недопущение необоснованного затягивания процесса увольнения военнослужащих, зачисленных в распоряжение соответствующих командиров, т.к. их не могут уволить с военной службы до обеспечения жильем. Ранее Закон не предусматривал последствия неоднократного отказа военнослужащего от предлагаемых квартир, что зачастую приводило к злоупотреблением правом со стороны военнослужащих, целью которых было затянуть процесс увольнения.

Военнослужащие, заключившие первый контракт до 01.01.1998г. имеют право на обеспечение жильем в период военной службы по достижении 10 лет выслуги, а военнослужащие, заключившие первый контракт после 01.01.1998г., имеют такое права после 20 лет выслуги, правда сразу в избранном постоянном месте жительства. Такие военнослужащие, как правило, по достижении указанной выслуги лет признаются нуждающимися в жилье в период прохождения службы. В отличии от приведенной выше ситуации, увольнение по окончании срока контракта не накладывает запрет на увольнение такого военнослужащего до обеспечения жильем. Иными словами, военнослужащий, признанный нуждающимся в постоянном жилье, увольняется по окончании срока контракта и ждет обеспечения жильем «на гражданке».

Увольнение со службы без предоставления жилого помещения

Здравствуйте! Имелись ли основания на увольнение по следующим данным: контракт после 1998 года, не ипотечник, выслуга 19 лет.Увольнение по негодности к военной службе. Признан нуждающимся в г. Санкт-Петербург. На время службы был обеспечен служебной квартирой по норме, по договору найма служебного помещения, который при увольнении получается заканчивается( в договоре пункт такой прописан). Командование заставляло подписывать доп. соглашение на продления сроков найма служебного помещения после увольнения до получения квартиры в собственность по избранному месту жительства, мы не подписали. С увольнением без предоставления жилья в собственность не соглашался. Жилье имеет статус служебного по городу, получается что если служебное, то по окончанию трудовых отношений , т.е. службы мы не имеем право проживать, т.к. продление договора незаконно. Правильно ли рассуждение? Получается что после увольнения у нас нет, вообще никакого жилья, проживаем пока в служебной, т,к, идти некуда, но насколько это правомерно, не знаю. Обратились в суд первой инстанции, не удовлетворили, пока не знаю на что будут ссылаться, но есть подозрения что будут ссылаться на то что сторона ответчика предоставила документ что квартира находится в оперативном управлении и наймодатель может увеличить срок проживания. Но квартира имеет статус служебного, у нас не хватило времени взять данный документ. Вроде по таким основаниям увольнение не законно, или все правильно сделано?

Я считаю, что если вы заявите в суде, о восстановление вас на службу из-за того, что вам не предоставили жилье, но при этом вы признаны ВВК не годным в ВС, то суд вряд ли вас восстановит. Вы требуйте предоставление вам жилья в соответствии с законом, который вам это гарантирует.

И вот выдержка из одного из документов: «Военнослужащим (гражданам, уволенным с военной службы), принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее — учет), распределяются жилые помещения уполномоченным органом по очередности, которая определяется датой принятия военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы) на учет.»

  1. Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы;
  2. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы;
  3. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы.

Что -то предпринимали, чтобы ускорить процесс получения? Мы не внеочередники?. И еще нюанс: сейчас военнослуж. поделили на группы-контракт до 1 января 1998 , после и ипотечники. Мы относимся к после 1998 г. А они обеспечиваются на весь срок службы служебным, а при увольнении в собственность или по договору соц найма на выбор.

Увольнение с военной службы без обеспечения жильём

Военнослужащий в первую очередь, для обеспечения жильем, должен быть признан РУЖО или ДЖО установленным порядком(ПМО №1280) нуждающимся в обеспечении жилыми помещениями и поставлен на учет нуждающихся, что гарантирует ему реализации его права на обеспечении жильем в виде получения жилищной субсидии, жилья по соцнайму или в собственность в зависимости от его прав на это. Если военного в РУЖО или ДЖО установленным порядком(ПМО №1280 не признали нуждающимся в обеспечении жилыми помещениями и он не был поставлен на учет нуждающихся, то его уволят по окончанию контракта без всякого права на обеспечением жильем в любом виде. Если военный не признан нуждающимся и не стоит на учете, то у командира не будет ни каких оснований и мотиваций держать его в распоряжении — если командир необоснованно выведет военного в распоряжение, то с него взыщут то ДД которое будет выплачено военному при необоснованном нахождении в распоряжении.

Выселение военнослужащего или сотрудника полиции предполагает процедуру физического выноса имущества, а также аннулирование регистрации, если ранее человек прописывался в квартире. В добровольном порядке это необходимо сделать в течение трех суток. Если был суд, то в рамках 3 месяцев.

Рекомендуем прочесть:  Типовые 9 ти этажные панельные дома

22. При рассмотрении заявлений военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как Федеральным законом «О статусе военнослужащих», так и нормами жилищного законодательства Российской Федерации.

1. Военнослужащие — граждане, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». Военнослужащие — граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.

В случаях когда указанные военнослужащие, настаивая на досрочном увольнении с военной службы, согласились уволиться с военной службы, оснований для их последующего восстановления на военной службе для обеспечения жилищной субсидией или жилым помещением не имеется, поскольку в этом случае требования пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» не нарушаются.

Когда могут уволить военнослужащего и на какие выплаты и льготы можно рассчитывать

  1. Заниматься предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью.
  2. Использовать деньги и имущество воинской части не для работы.
  3. Получать от юридических и физических лиц вознаграждения, связанные с исполнением воинских обязанностей.
  4. Принимать награды от иностранных государств без разрешения Президента РФ.
  5. Входить в состав иностранных организаций.
  6. Использовать служебное положение в интересах религиозных и иных организаций, политических партий.

По решению аттестационной комиссии вас могут уволить как не выдержавшего испытательный срок. В заключении указываются причины: например, несоответствие уровня физподготовки или знаний. Заключение передается командиру, затем он заполняет постановление, которое вы должны подписать.

Если вы увольняетесь по состоянию здоровья, семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам, деньги с НИС можно использовать на погашение ипотеки. Если они уже потрачены, скорее всего, возвращать их не придется. Каждое дело рассматривается индивидуально.

  1. Срок службы менее 10 лет, ипотека оформлена до выхода в отставку. Полученные средства придется вернуть, могут дать рассрочку на 10 лет. Ипотечная программа меняется банком, долг погашается из собственных средств.
  2. Срок службы более 10 лет, но менее 20 лет. Средства НИС сохраняются, как и прежние условия кредитования. Но остаток долга придется погашать самостоятельно.
  3. Срок службы более 20 лет. Накопления можно использовать для погашения ипотеки, возвращать ничего не нужно. Недостающая часть средств вносится самостоятельно. Программа кредитования меняется, как и процентная ставка.
  4. Срок службы менее 10 лет, деньгами еще не успели воспользоваться – их нужно вернуть. Если более 10, но менее 20 лет, средства можно направить на ипотеку только при увольнении по льготным основаниям.

Начальник части сам должен уточнить у вас, будете ли вы продлевать контракт, или уйдете по возрасту. Это делается минимум за 6 месяцев до достижения предельного возраста. Потом личное дело направляется для расчета выслуги лет на пенсию, по вашему желанию могут вас направить и на ВВК. За три месяца до расторжения контракта командир проведет с вами беседу, потом оформит представление к увольнению и передаст вместе с остальными документами в кадровый орган.

Кроме этого, военнослужащему должны перечислить так называемые дополнительные выплаты, сокращенно — допы. Эти деньги выступают специальной компенсацией для лица, которое вынуждено завершить военную карьеру по объективным причинам. Сумма определяется по специальной формуле. Сначала нужно подсчитать, сколько времени необходимо осталось отслужить человеку для достижения 20-летнего стажа. Полученное значение умножается на размер годового накопительного взноса, который действует в году прекращения службы.

Однако стандартное правило имеет ряд исключений, которые связаны с причиной прекращения военным службы. В частности, законодатель устанавливает так называемые льготные основания увольнения, когда лицо уходит по обстоятельствам, не зависящим от его воли. Пример — увольнение по состоянию здоровья (признание военнослужащего непригодным к военной службе или признание солдата, матроса ограниченно годным), по ОШМ (в связи с проведением организационно-штатных мероприятий с целью изменения структуры объекта), по возрасту или по семейным обстоятельствам.

Кроме основания увольнения необходимо также обратить внимание на выслугу лет увольняющегося. Если за спиной у военнослужащего есть 20 лет военного опыта, разрешение вопроса с ВИ будет проходить по особым правилам, которые предполагают наличие у человека специальных преференций.

Срок сделки напрямую зависит от возраста заемщика или от того, сколько последнему осталось служить до выхода на пенсию. Предельный возраст пребывания на службе мужчин, которые имеют воинские звания, начинается от 50 лет , женщин – 45 лет .

  1. В связи с признанием его непригодным к дальнейшему прохождению службы.
  2. По ОШМ (при наличии не менее 10 лет выслуги).
  3. По возрасту или семейным обстоятельствам (при наличии не менее 10 лет выслуги).
  4. А связи с признанием лица ограниченно годным (при наличии не менее 10 лет выслуги).

Военная ипотека при увольнении

Если говорить о дальнейшей судьбе накоплений схематично, то можно разделить сохранение средств по главному признаку — были ли освоены деньги до увольнения или же контрактник еще не успел их вложить в недвижимость. Также очень важно, уволился ли военнослужащий по льготным основаниям или же нет. Представим эти данные в виде таблицы:

Подытоживая, можно констатировать: досрочный уход из вооруженных сил РФ чрезвычайно опасен для материального благосостояния. Это в особенности касается тех, кто уволился, не отслужив и десяти лет. Деньги в таком случае сохраняются лишь при наступлении смерти или пропажи без вести.

Оформить военную ипотеку можно практически на все категории жилья, включая вторичный рынок и новостройки. Запрещено лишь брать ветхие дома с процентом износа выше 60%, дома панельного типа и дома с коммунальным устройством. Получить военную ипотеку может любой контрактник, чей возраст находится в коридоре 22-45 лет.

Сначала краткий ликбез на эту тему. Военной ипотекой обозначается такой целевой кредит, в рамках которого задолженность за приобретенную недвижимость погашает не сам военнослужащий, а Министерство Обороны. Происходит это так: ежегодно на специальный счет субсидируется сумма в соответствии с ипотечной военной программой (НИС), которую затем можно и нужно потратить в качестве первоначального и последующих взносов по ипотеке. Сумму отправляет специальная организация «Росвоенипотека».

Что будет, если после увольнения не погашать долг? Недвижимое имущество не заберут, если погашение долга будет происходить на регулярной основе. Но если игнорировать банковские требования, то банк всегда может изъять недвижимость в счет уплаты долга, т.к. квартира находится в обременении (залоге) у банка.

  1. собрать данные о прохождении службы, сделать расчет выслуги лет и ознакомить военнослужащего с данными, чтобы уточнить, будут ли возражения. Стоит внимательно отнестись к подсчету стажа, так как служба в некоторых войсках считается 1:1,5 или 1:2. Подробнее об этом ниже;
  2. провести беседу с военнослужащим и записать основные ее моменты. Данные подписываются обеими сторонами.

Необходимо предусмотреть процессуальные нормы увольнения военнослужащего по окончании контракта. Если не выполнить все должным образом, решение можно обжаловать в суде. Тогда военнослужащего должны восстановить в должности и выплатить ему деньги, положенные по договору.

  1. выплата двух окладов, если период службы менее 20 лет, и выплата семи окладов при превышении 20-летнего порога;
  2. право на военную пенсию при накоплении необходимого количества пенсионных баллов и стажа;
  3. возможность оформить военную ипотеку, если военнослужащий состоит в НИС;
  4. получение квартиры от Министерства обороны, если гражданин признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Необходимо знать, как происходит увольнение военнослужащего по окончании контракта с Министерством обороны. Существует несколько причин для прерывания договора. Исходя из этого, необходимо выполнять те или иные действия. Так, если военнослужащий не может проходить дальнейшую службу из-за травмы, он обязан пройти соответствующую медицинскую комиссию. Также он может сам отказаться от пролонгации контракта.

[expert_bq военнослужащему необходимо помочь родственникам, попавшим в сложное положение, можно найти компромисс. В частности, допускается получение кратковременного отпуска до 10 дней с оплатой проезда до дома и обратно. Если этого срока будет недостаточно, можно сразу написать рапорт на получение отпуска без содержания. Однако необходимо уточнить в отделе кадров, сколько именно дней отпуска положено конкретно взятому военнослужащему на момент написания рапорта.[/expert_bq]

Предоставление жилья военнослужащему, увольняющемуся по окончании срока контракта

В ст. 15.1 ФЗ № 76 от 27.05.1998 указаны нормативы, по которым предоставляют жилплощадь. Чем больше человек в семье, тем больше квадратных метров будет в служебной квартире. 18 кв. м — это норматив на одного человека. У некоторых военных есть право на дополнительные метры:

Как видно из вышеперечисленного, при наличии любой из вышеперечисленных причин при увольнении может и не браться отказ от квартиры в письменной форме, но лишь в том случае, если ранее жилье предлагалось неоднократно, но по каким-либо мотивам сотрудник от него отказывался:

Документы и ходатайство не выдаются на руки, а направляются в военкомат того населенного пункта, который избран военнослужащим. Получив бумаги, военкомат ставит увольняющегося военнослужащего на жилищный учет и направляет копии и оригиналы бумаг в органы местного самоуправления.

Развитию и совершенствованию современной армии уделяется огромное внимание cо стороны государства. Помимо технологических новшеств и совершенствования техники немало времени уделяется поднятию престижа военнослужащего и привлечению новых кадров. Государство оказывает существенную социальную поддержку служащим в армии. Это касается и снабжения жильем.

До внесения изменений военнослужащие могли отказаться от предложенной недвижимости, что делало невозможным их увольнение. Этим пользовались офицеры, достигшие пенсионного возраста или лица, не подходящие для службы по квалификационным требованиям, чтобы получать ежемесячное денежное довольствие и иметь право на социальные льготы.

Если военный желает и дальше проходить службу по контракту, но уже на более высокой должности, ему представить пройти курсы переподготовки военнослужащих непосредственно перед увольнением. Только в случае переобучения, с военным будет заключен новый контракт.

  • выслуга 20 лет – 2 оклада; более 20 – 7 окладов;
  • единовременное пособие может быть увеличено на 1 оклад, если есть награды;
  • премия до 25% ежемесячного довольствия назначается по соизволению непосредственного командования;
  • материальная помощь, если она не была получена в текущем году;
  • если гражданин получил травму или заболевание на службе, которая привела к негодности для ее прохождения, то ему выплачивают пособие в сумме до 2 млн. руб.

Как для увольняемого, так и для работодателя важно соблюсти всю процедуру направления в запас или отставку. Допущенные кадровой службой ошибки влияют на следующее: дают возможность восстановиться на работе и получить компенсацию уволенным с нарушением порядка.

Для получения единовременного пособия необходима выслуга от 20 лет. Если ее нет, то можно рассчитывать только на премию (зависит от решения начальства) и на ежегодную материальную помощь. Размер выплат зависит от окладов, которые в свою очередь зависят от воинского звания и выслуги, а также от специфических условий (нахождение на Крайнем Севере).

  • женщина, служащая по контракту находится в декретном отпуске или в отпуске по уходу за ребенком;
  • служащий находится на лечении в стационаре;
  • военный пребывает в длительном плавании;
  • человек числится умершим или пропавшим без вести;
  • военный находится в плену, захвачен заложником, участвует в военных сражениях на территории другой страны;
  • контрактник помещен под стражу или на гауптвахту.